Клуб Смены

опубликовано в номере №336, декабрь 1940
  • В закладки
  • Вставить в блог

В предыдущем номере журнала, в «Клубе «Смены», московская школьница Искра Мурштейн поделилась своими мыслями о так называемых пассивных юношах и девушках. Искру Мурштейн тревожит, что некоторые ее товарищи по школе, по классу живут как - то обособленно, стоят в стороне от того, что волнует, заботит коллектив. Не вырастут ли из таких школьников «люди, далекие от жизни, общества, замкнувшиеся в кругу своих интересов?..» - беспокоится Искра Мурштейн. И она спрашивает: откуда это равнодушие к окружающим, что нужно сделать, чтобы все нашли в школе применение своим силам и способностям?

Вот что отвечают Искре Мурштейн наши читатели - старшеклассники.

Нас считают пассивными...

Мы прекрасно знаем, что нас в школе считают пассивными. Конечно, это очень обидно и, главное, несправедливо.

Долго рассказывать, почему случилось так, что мы сейчас на отлете, что нет у вас дружбы с классом. Здесь несколько причин. Прежде всего на: до прямо сказать, что и в младших классах и сейчас учимся мы средне. Для того чтобы не отставать, идти вровень с классом, надо много работать. Кроме того, нам приходится и дома помогать своим родителям по хозяйству. Иной раз, действительно, стараешься поскорее уйти из школы домой, чтобы лишний час посидеть над уроками или выполнить какие - нибудь домашние обязанности.

Но дело, конечно, не в этом. У каждой из нас нашлось бы время на то, чтобы заниматься школьными общественными делами. Почему же мы ими не занимаемся?

Беда наша в том, что уж очень мы стесняемся своих товарищей. Иной раз хочется что - нибудь сказать, посоветовать, выступить, да молчишь, думаешь, что вот не так скажешь, что на твои слова и внимания никто не обратит. Может, я глупо так думать, а пересилить себя трудно.

Но не во всем мы виноваты. Несправедливо относится к нам класс. Как прикрепили к нам ярлык «пассивные», так и дела до нас никому нет. Иной раз узнаешь, что чуть ли не весь класс ходил в кино, а нас даже не подумали пригласить. Или вот, например, устраивают в школе вечер, все веселятся, а к нам даже не подойдет никто, не предложит присоединиться. Вы скажете: «Чего ждать приглашения? Веселитесь вместе со всеми...» Правильно это, а вот опять - таки трудно себя пересилить, кажется, что ты навязываешься...

И не случайно так кажется: многое убеждает нас, что классу нет до нас дела, что в наши силы не верят. Недавно у вас выбирали делегатов на школьную конференцию. Классный руководитель предложил кандидатуру одной из нас. Но тут же раздались реплики: «Ну что она сделает?», «Зачем таких выбирать?».

Когда чувствуешь себя в коллективе легко и свободно, когда видишь вокруг себя внимательных товарищей, тогда не будешь стоять в стороне. Вот, например, Шура Фигуркина дружна с молодежью своего дома. И там никто не считает ее пассивной, вместе со всеми она летом устраивает загородные прогулки, хватает у нее на это и энергии и уменья. А вот когда тобой никто не интересуется, ты и чувствуешь себя точно связанной и невольно уходишь в сторону...

Как это получается

Хорошо сделала Искра Мурштейн, что заговорила на тему, которая беспокоит многих из нас. Правда, сама Искра не ответила на ею же поставленный вопрос: откуда в нашей советской школе, проникнутой духом коллективизма, могут появиться люди, столь безучастные к школьной жизни?

Выскажем свое мнение по этому поводу.

Пассивных в школе нет. Просто некоторые из наших товарищей кажутся окружающим пассивными. И происходит это вот почему. Еще в младших классах школьники обнаруживают не одинаковые способности: одни учатся лучше, другие - хуже. И вот иногда получается так, что общественные обязанности поручаются лишь тем, кто хорошо учится, кто лучше умеет говорить, смелее себя чувствует в кругу товарищей. Тот же, кто учится средне и более застенчив, остается в стороне. О нем мало думают, а иной раз скептически относятся к его способности сделать что - нибудь для класса, школы. Пассивный, мол, человек, ждать от него нечего.

А если бы коллектив, комсомольская организация обратили внимание на такого школьника, втянули бы его в общественную жизнь, сумели бы заинтересовать его, то и о пассивности не было бы речи.

Ни для кого не секрет, что многие «пассивные» учащиеся, выйдя из стен школы и придя на производство, становятся дельными работниками, хорошими организаторами. Главное - найти в человеке нужную струнку и заставить ее звучать на пользу общему делу.

Что сделала комсомольская группа

Искра Мурштейн права. Люди, как будто бы равнодушные к окружающей их школьной жизни, есть и у нас в классе. Они даже не стараются уйти с классного собрания, нет, они только садятся на заднюю парту и занимаются какими - то своими делами; кругом них спорят, выступают, а их как будто ничего не касается.

В начале учебного года на собрании комсомольской группы нашего класса мы говорили об этом. И решили сделать так, чтобы общественные обязанности у нас выполняли не те, кому из года в год они поручаются, а люди, стоящие особняком, так называемые пассивные.

Есть у нас, например, один такой ученик. Раньше у него были товарищи в школе, но потом по разным причинам они ушли из нашей школы, с остальными он не сдружился, остался один и замкнулся в кругу своих личных интересов.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Два полета

Из фронтовых эпизодов