Гриша Кац слыл в школе записным моряком: он увлекался книгами о морских приключениях, прочитывал все, что мог найти по истории морских воин. Часами он мог рассказывать товарищам о торпедных катерах, эсминцах, подводных лодках. Поэтому, когда в прошлом году комитет ВЛКСМ 170 - й московской школы решил организовать военно - морской кружок, эту работу поручили ученику 8 - го класса «Б» Григорию Кац.
Двадцать школьников записались сразу в кружок. Но остались только двенадцать, именно те, для которых занятия в кружке были не только развлечением, но и серьезным делом. Сейчас на груди у каждого из них красуется маленький круглый значок «ЮМ», а Гриша Кац получил уже звание инструктора.
Это лето ребята провели на Москве - реке, ходили на шлюпках и под парусом, научились хорошо плавать. Они загорели, окрепли, а самое главнее - появилось у них то неуловимое, что отличает моряка от обыкновенных людей: выправка особенная, четкость и уверенность в словах и движениях.
Два раза в неделю они собираются в военно - морском кабинете на четвертом этаже школы. Здесь они изучают штурманское дело, мореходные инструменты, навигацию. Они сами устроили свой кабинет. На стенах висят красочные плакаты, рассказывающие о компасах и минах заграждения, о морской авиации и торпедных атаках.
Очень интересно заниматься решением различных военно - морских задач. Григорий Кац (он руководит занятиями) чертит мелом на доске контуры пирса (пристани) и задает вопрос:
- Как пришвартовать корабль голландским стилем?
Ответ получен. Стерев контуры пристани, Кац рисует несколько кораблей и предлагает новую задачу: как выбрать положение для стрельбы из морских орудий, если цель находится на фоне заходящего солнца?
Каждый ответ иллюстрируется чертежами на доске.
В кружке есть свои традиции. Перед каждым занятием Григорий Кац рассказывает интересные эпизоды из истории русского флота. С большим интересом слушают члены кружка о путешествии адмирала Макарова на ледоколе «Ермак», о битве при Цусиме, о героизме командиров и краснофлотцев наших подводных лодок во время войны с белофиннами. Члены кружка обсуждают морские операции, изучают причины неудач и успехов.
В этом году у каждого из двенадцати членов кружка появился свой подшефный военно - морской кружок из учащихся 5 - 8 - го классов, а кружок, которым руководит Гриша Кац, называется «старшинский».
«Начинающие» учатся по - морскому вязать узлы, занимаются строевой подготовкой.
Теперь часто в школьном коридоре можно видеть учеников, которые беззвучно разговаривают друг с другом. Часто, часто мелькают в их руках красные флажки. Это занятия по флажному семафору.
Все члены военно - морских кружков, как правило, хорошо учатся. Они знают, что в противном случае их могут «списать с корабля», или, иначе говоря, вывести из кружка. Члены кружка «старшин»: Володя Харитонов, Валентин Моисеев, Вова Саранцев, Роберт Бот - пользуются большим авторитетом среди ребят. Все они серьезно занимаются военно - морским делом. Они знают: для того чтобы стать краснофлотцами, надо много знать, тренировать свое тело, закалять волю, воспитывать чувство ответственности, дисциплины. Кто знает, может, после окончания школы страна доверит им занять места у сложных приборов и дальнобойных орудий советских боевых кораблей.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.