О светофильтрах

И Гущин| опубликовано в номере №295, июль 1937
  • В закладки
  • Вставить в блог

Редакция «Смены» получила несколько писем фотолюбителей с вопросом о применении светофильтра при фотографировании. Даем краткий ответ товарищам.

Светофильтром называется окрашенная среда (обычно это окрашенный желатин или стекло), помещаемая при съемке перед объективом.

Светофильтры употребляются почти во всех видах фотосъемки как необходимое дополнение в работе с ортохроматическим негативным материалом.

Как известно, обычные не ортохроматические пластинки максимально чувствительны к синим и фиолетовым лучам. Лучи зеленые, оранжевые и желтые выходят на фотографии темными, а красные - совершенно черными.

Когда негативный материал ортохроматизируют, т.е. вводят в состав эмульсии специальные красители, тогда увеличивается цветочувствительность эмульсии к желто-зеленым лучам.

Однако действие сине-фиолетовых лучей остается все еще очень сильным, и, чтобы ослабить его, необходимо применить желтый светофильтр. Сине-фиолетовые лучи будут поглощаться светофильтром в большей или меньшей степени, в зависимости от красителя данного светофильтра. Остальные лучи будут проходить сквозь фильтр совершенно свободно. Так, при съемке пейзажа с облачным небом без светофильтра вследствие яркости неба, а также одинаковой фотографической чувствительности к белому и голубому цвету белые облака пропадут на фоне голубого неба. Небо будет настолько передержано, что заметные на негативе облака будет очень трудно пропечатать. Светофильтр необходим и в том случае, когда в пейзаже имеется поле спелой ржи, кажущейся нам очень яркой, но выходящей на фото темной. Светофильтр средней густоты, примерно № 3, поглощает сине-фиолетовые лучи, передает желтый цвет светлым и вполне достаточен для правильной тональной цветопередачи.

Для съемки портретов употребляют слабые фильтры, при съемке репродукций с цветных картин степень густоты светофильтра избирается в зависимости от того, какой цвет нужно выделить.

Следует помнить, что с увеличением кратности (густоты) светофильтра характер передаваемого изображения меняется, усиливается контраст изображения и передача тонов отклоняется от природной. Чем больше густота светофильтра, тем больше он задерживает сине-фиолетовых лучей и тем чернее будет получаться на снимке небо.

Темно-оранжевые и красные фильтры совершенно срезают сине-фиолетовую часть спектра и употребляются для получения ночных и лунных эффектов при съемке в яркий солнечный день.

Однако применять оранжевый и красный фильтры можно только при панхроматическом негативном материале, чувствительном к красным и зеленым лучам.

Встречаются светофильтры синего и зеленого цвета, они имеют применение в специальных областях фото- и киносъемки и поэтому для любителя не представляют интереса.

В заключение приведем цифровые данные о свето- и цветочувствительности наших отечественных орто- и панхроматических пленок.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Война в темноте

15 октября 1917 года была казнена Маргарета Гертруда Зелле, более известная под именем Мата Хари