Центр нападения

М Мержанов| опубликовано в номере №393, октябрь 1943
  • В закладки
  • Вставить в блог

Всем спортсменам памятны дни пребывания в Москве замечательной сборной футбольной команды Басконии, только что одержавшей победы в Париже и Праге. Она выступила на наших стадионах неожиданно, ярко, свежо в показала прекрасные образцы европейской техники., в частности сложную, агрессивную систему «дубль - вэ», при которой центр и края линии нападения неудержимо рвутся вперёд, постоянно создавая рискованные для противника комбинации - опасное положение на штрафной площадке и у ворот.

Зрителям и особенно любителям футбола стало очевидным тогда превосходство системы «дубль - вэ» над применяемой нашими командами системой «пять в линию», когда нападающие двигались вперёд одновременно, передавая друг другу мяч по линии поперёк поля. Это замедляло темп бега и давало лёгкую возможность защите противника вмешиваться в игру, разбивать комбинации.

Так и было в первых трёх матчах, когда футболисты Басконии расправились с московской командой «Локомотив» и дважды обыграли сильнейшую команду страны - «Динамо».

Можно сказать, что басконцы показали нам превосходство «маневренной» игры над игрой «позиционной».

Это учли советские футболисты. Они на ходу старались перестроиться. И когда против испанских гостей выступил коллектив «Спартака», который, по существу, был сборной командой страны, то элементы маневренной игры, робкие и неуклюжие пока попытки этой команды создать «дубль - вэ»,

были столь неожиданны для басконцев, что они, трижды победившие московских футболистов, с трудом противостояли напору «Спартака», заметно растерялись и проиграли матч.

В этой встрече на стороне «Спартака» впервые играл в международном матче молодой футболист команды «Металлург» Григорий Федотов.

Смелая попытка поставить в ряду сильнейших русских футболистов малоопытного тогда и малоизвестного игрока заводской команды была целиком оправдана. Федотов в этом матче с басконцами показал свои огромные задатки, блеснул бегом, уменьем владеть мячом, резким рывком и тактической грамотностью.

Его выходы к испанским воротам были столь опасны и создавали такие сложные ситуации, что непобедимым доселе басконцам приходилось оттягивать к своей штрафной площадке и знаменитого хавбека Силаурена, всегда игравшего впереди, и нападающих. Испанцы переходили в защиту. Уже реже и реже блестящие комбинаторы Лангора, Регейро и Гарастиса появлялись у московских ворот. Всё чаще они мелькали у своих ворот, спасая критическое положение команды.

В перерыве между хавтаймами в раздевалке испанских футболистов я впервые услышал слова их тренера и руководителя:

- Держите Федотова!

С тех пор эта формула стала обычной. «Держать» Федотова, не выпускать его на «оперативный» простор футбольного поля, не дать ему свободы маневра, лишить его возможности ударить в ворота вот сложная и ответственная задача всех защитников, играющих против команды, честь которой оспаривает этот великолепный футболист экстра - класса.

Григорий Федотов своими блистательными прорывами в «тылы» защиты противника вызывал восхищение зрителей Ниццы, Парижа, Антверпена, Тбилиси, Софии, Киева и своих земляков - москвичей.

- Федотов пошёл! - слышалось в рядах зрителей.

И тогда десятки тысяч глаз обращались в сторону человека, одетого в красную спортивную фуфайку и синие трусы, который резко, стремительно бежал с мячом в сторону заветных ворот противника.

За Федотовым обыкновенно устраивается форменная погоня. Опасность его прорыва столь велика, что к нему «со всех ног» бросаются беки и хавбеки, а вратарь, знающий силу федотовского «пушечного» удара, встревоженно следит за каждым движением его ног и явно нервничает.

«Выпустить» Федотова за линию обороны защиты, не удержать его, не помешать ему - значит получить мяч в сетку. Удар Федотова точен и меток.

Теперь уже система «дубль - вэ», завезённая к нам басконцами, прочно укоренилась в футбольных коллективах нашей страны и безусловно повысила класс игры.

У нас тоже появились прекрасные форварды, которые не хуже турка Вахаба могут рваться вперёд с мячом, не хуже бас конца Лангоры бить по воротам и не хуже англичанина Дрейка создавать комбинации на штрафной площадке противника. И лучшим из этих прекрасных форвардов, безусловно, является центр нападения команды Центрального Дома Красной Армии лейтенант Григорий Федотов.

Он сумел сочетать в своей игре стремительность, внезапность, великолепную технику обращения с мячом и на земле и в воздухе и, наконец, сильный удар с любого положения.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены