Рассказы кинооператоров
Украинец Григорий Рудик не достиг ещё и тридцати лет, но в полку бойцы называли своего майора «отцом».
Они знали его ещё по Сталинграду, и велика была их любовь к этому не знавшему страха, волевому командиру, по - отечески заботливому человеку, делавшему с боевыми товарищами и горечь поражений, и торжество побед, и последнюю корку пропахшего дымом солдатского хлеба.
Во время августовского наступления имя Рудика повторялось всё чаще и чаще. Я решил познакомиться с ним. Два раза мне удавалось соединиться с молодым майором по телефону, и он весело кричал в трубку:
- Давай, давай догоняй нас, товарищ кинооператор!
Догнать Рудяка было и легко и трудно. Легко, потому что всюду, где он появлялся: на заборах, на повозках, «а брошенных немецких снарядах на каждом клочке отнятой у немцев украинской земли, - люди его полка оставляли гордую надпись: «Здесь прошли бойцы Рудяка». Трудно, потому что Рудик двигался к Харькову стремительно и дерзко. Всё короче становились его схватки с врагом, всё яснее виднелись вдали крыша и разрушенные здания родного измученного города.
... Клином стоят наши войска. По обеим сторонам клина немцы. Я знаю, что где - то впереди, в корпусах Харьковского авиазавода, ведёт бой Рудик. Вместе с бойцом, который тащит коробку с плёнкой, под непрестанным миномётным обстрелом я ползу по следам Рудяка. Я знаю, что должен доползти «невзирая ни на что, знаю, что обязан запечатлеть на пленке образ сына украинского народа, человека, который первым ворвался в Харьков. Четыреста метров остаётся до цели, триста, двести, и вдруг...
Прямо на меня носилки. Их несут четыре товарища. Они идут под пулями во весь рост.
Я смотрю «а неподвижное, полуобнажённое тело, на темноволосую голову, запрокинутую назад, на скованные суровой мужской скорбью лица бойцов.
Майор Рудик! Вот как нам пришлось встретиться!... Это война! Я нажимаю кнопку автоматической кинокамеры...
Через кровь и ураган войны, сквозь пули, по трупам немецких солдат медленно и торжественно плывут носилки.
Таким вошёл в кинокадр майор Григорий Рудик, сын Украины, живший для родины, дравшийся за родину, положивший за неё свою молодую жизнь. В. Орлянкин
В фильме «Битва за нашу Советскую Украину» я снимал работу партизан. В темноте, как известно, кинообъектив бессилен. Это обстоятельство для меня было настоящей бедой: ведь все интереснейшие дела в тылу врага происходят ночью. Поэтому я хочу рассказать об одном замечательном ночном бое, правда, не вошедшем в фильм, но который до глубины души потряс и взволновал меня.
Надо было одновременно уничтожить четыре объекта. Двухкилометровый путь был проделан в точно обусловленном планом срок. Так же быстро и запланировано произошла разбивка на четыре группы, и я отправился с отрядом к железнодорожному мосту.
Ровно в час ночи в четырех местах заговорили и пулемёты и миномёты, в небе цветными дугами протянулись следы трассирующих пуль. Враг, видимо, желая устрашить партизан, встретил нас ураганным огнём. Мы хладнокровно отвечали немцам короткими пулеметными очередями. Колючая проволока, минные поля, брустверы окружают железнодорожный мост. С криками «Ура!», «За родину, за Сталина! Под непрестанным огнём разрушают люди эти преграды. Они голыми руками вырывали из земли колья, в которых держалась колючая проволока, бросали на проволоку одежду, перелезали через заграждения и рвались вперёд. Четыре раза атаковали мы мост. Он был взят штурмом, и первым вбежал на него москвич Николай Плетнёв.
Я никогда не забуду его горящее радостью боя, торжеством победы, вдохновенное лицо.
Плетнёв пал смертью храбрых.
Так же стремительно расправились партизаны с немцами в деревне и на железнодорожной станции.
Вся операция была закончена в течение одного часа. Партизаны отходили обратно в леса, и огромное зарево, как знамя победы, освещало ям путь. П. Касаткин
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.