Оплошность быстро исправляется: «лапотника» обувают в яловочные сапоги.
По сигналу режиссера станица оживает. Выводит своих быков на улицу Кондрат Майданников (эту роль исполняет артист Хованский). Бедняк Любишкин тянет тощую корову. Появляется Атаманников с быками. Увидев на лице Майданникова свежую царапину, он насмешливо кричит:
- Эй, Кондрат, кто это тебя шкрябнул?
- Баба - чертяка... - недовольно буркает Кондрат. - За корову пошла в наступ. Не хотят отдавать в колхоз.
- Стоп! Стоп! - внезапно раздается взволнованный голос звукооператора. - Надо снова начинать!
Оказывается, один из быков Атаманникова так громко заревел, что заглушил голоса актеров. Звуковая запись испорчена. Приходится все начинать сначала.
Синхронная съемка (когда на пленку одновременно записывается звук и снимается изображение) очень сложна. Для того чтобы звукозаписывающий аппарат улавливал и чисто записывал на пленку голоса актеров, нужна полная изоляция от посторонних звуков и шумов. Случайно долетевший издалека гул мотора самолета или паровозный гудок безнадежно губит «звуковую дорожку». Поэтому «на натуре» (то есть при съемках не в ателье, а на открытом воздухе) часто применяется «последующая тонировка». В ателье актеры становятся перед экраном, на который проектируется снятое ранее «немое» изображение. Стараясь, чтобы их речь точно совпадала с движениями губ действующих лиц на экране, актеры в нужные моменты произносят перед микрофоном соответствующие фразы.
ЗИМА - ЛЕТОМ...
В просмотровом зале киностудии гаснет свет. На экране занесенная снегом тайга. Ночь. Бушует пурга. Высоко вверх уходят верхушки елей, покрытых белыми хлопьями. Между деревьями, на снегу, самолет. По плоскостям ползает девушка в ватном комбинезоне, меховых унтах и теплом шлеме. Это Настя Королева, героиня нового фильма «Воздушная почта». Ей пришлось совершить вынужденную посадку в тайге. Внезапно показывается волчья стая. Летчица молниеносно соскакивает с трехметровой высоты, налету выхватывает револьвер, стреляет раз, другой, третий... Один из волков падает. На секунду стая замирает. Девушка бросается к кабине самолета. Вот уже ее настигает разъяренная стая. Но летчица успевает захлопнуть дверцу машины. Волки яростно грызут обшивку самолета, потом начинают рвать труп убитого своего товарища.
Невольно содрогаешься от этого жуткого зрелища. В зале вспыхивает свет.
Довольный произведенным эффектом, режиссер Д. Познанский рассказывает:
- Эту сцену мы снимали позавчера на Ленинградском шоссе.
- Но как же в такую жару - и вдруг зима?
- Сделали зиму. Правда, бедной Альтовской, играющей роль Насти, пришлось помучиться. Мы все ходили в легких комбинезонах, надетых на голое тело, а она парилась в своем зимнем одеянии. А что касается зимы, то все очень просто. Нашли большой пустырь и «загримировали» его под тайгу. Сосны и ели привезли из подмосковного леса. Самолет нам одолжили в аэропорте. Снежный покров на земле устроили из чистого белого песка, сверху чуть присыпали бертолетовой солью. Снежные шапки - это комья обычной ваты. А «волчью стаю» нам отлично изобразили девять чудесных, умных овчарок. Чтобы сделать пургу, мы припасли мощный ветродуй, который развевал по воздуху тучи муки, перемешанной с мелкими древесными опилками.
Не всегда в кино прибегают и постройке громоздких, дорогостоящих декораций. «Комбинированные» методы съемок позволяют воспроизводить на экране сложнейшие эпизоды, не выходя за пределы кинолаборатории. В фильме «Минин и Пожарский» зрители увидят знаменитый московский пожар. От дома к дому побегут языки пламени. Небо озарит кровавое зарево. Пылающие улицы будут теряться в облаках густого дыма. На глазах у зрителей будут рушиться пожираемые огнем дома. С высоты птичьего полета пылающая Москва будет подобна гигантскому костру.
Город подожгут в студии. Гореть будет искусно изготовленный миниатюрный макет древней Москвы.
В американском фильме «Кинг - Конг» есть такой поражающий воображение эпизод. Улица американского города. В перспективу уходят фасады двух рядов небоскребов. По улице тянутся вереницы автомобилей, снуют сотни пешеходов. Обычная деловая жизнь города внезапно нарушается сногсшибательным происшествием. В самом конце улицы показывается огромное косматое чудовище. Оно подходит к нам все ближе и ближе, и мы видим, что это исполинская обезьяна, ростом в десятиэтажный дом. Люди в паническом ужасе обращаются в бегство, а обезьяна невозмутимо продолжает идти по опустевшей улице, все больше и больше вырастая в размерах, заслоняя собой небоскребы. В другом месте обезьяна показывается на крыше высочайшего небоскреба в момент, когда ее осаждают десятки полицейских самолетов. Чудовище лениво отмахивается от реющих вокруг нее в воздухе аэропланов, задевая своими огромными лапами крылья машин.
Эти фантастические сцены были также созданы методом комбинированных съемок. Отдельно общим планом была снята обычная улица, по которой, в нужный момент, по сигналу режиссера, толпа бросилась бежать по направлению к аппарату. После этого крупным планом была - заснята движущаяся обезьяна. Путем сложного лабораторного процесса обезьяна была «впечатана» в изображение улицы. Обыкновенная обезьяна, снятая крупным планом и совмещенная в одном кадре с улицей, снятой общим планом, на экране превратилась в гигантское животное.
В сцене с самолетами обезьяна была снята на крыше маленького макетного домика, по сравнению с которым она казалась огромной. Реющие в воздухе самолеты снимались отдельно, а впоследствии в лаборатории оба изображения путем точной подгонки деталей были совмещены в одном кадре.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.