Так создается фильм

А Лмасович| опубликовано в номере №322, октябрь 1939
  • В закладки
  • Вставить в блог

Кондуктор объявляет: «Потылиха!» Мы вылезаем из автобуса, пересекаем небольшое поле и... попадаем в древнерусский город. Горбатая бревенчатая мостовая, узкие улочки. За зубчатыми частоколами боярские терема с узорчатыми крышами. Здесь же, рядом, приземистые, неуклюжие избы. Вдали белеют стены Китай - города.

Это улица Сретенка, какой она была 328 лет назад.

Меньше чем в месяц рабочие и художники киностудии «Мосфильм» создали эту сложнейшую декорацию. Сегодня начинаются съемки одного из эпизодов нового художественно - исторического фильма «Минин и Пожарский». тот фильм расскажет о том, как в 1611 году русский народ наголову разбил польских захватчиков, посягнувших на священную русскую землю.

Древнюю Сретенку заполняют сотни вооруженных людей в старинных кафтанах, стальных кольчугах, грубых сермягах. Беспорядочная толпа разбивается на отдельные группы по 20 - 30 человек в каждой. Ассистенты и помощники режиссера разъясняют каждой группе ее задание. Каждому человеку в отдельности показывают, где он должен пройти, где остановиться, где и как замахнуться топором и ринуться вперед.

Так проходит несколько часов.

Наступает решающий момент...

- Приготовились к съемке! - командует в рупор режиссер - орденоносец В. Пудовкин. Участники съемки занимают исходные места. Пудовкин подает знак главному оператору А. Головне.

- Пошли! - разносится по полю зычный голос, и Головня включает мотор аппарата.

Мгновение - и в мирную тишину Сретенки врывается топот ног, звон оружия. Вдали показалась бурная человеческая лавина: это московиты во главе со своим полководцем Дмитрием Пожарским.

А вот и враг... Со стороны Китай - города во весь дух несется польская конница. Сверкают на солнце богатые латы легионеров. Храпят кони, завидев впереди толпу, ощерившуюся дрекольем.

- Быстрее! Быстрее! - командует с вышки Пудовкин.

Еще момент - и противники встречаются лоб в лоб. На тесной улице разгорается ожесточенное сражение. Гремят выстрелы пищалей, звенят топоры и мечи, трещат дубинки. Завязывается рукопашный бой. Вот русский воин, вцепившись сзади в легионера, стаскивает его с коня. Храбрый полководец Пожарский рассыпает во все стороны удары меча.

- Стоп! Спасибо, товарищи, кадр отснят, - объявляет Головня.

Первый кадр заснят. Но, чтобы смонтировать «Сретенский бой», надо иметь много десятков подобных кадров, снятых сверху, снизу, в лоб, сбоку. При этом аппарат должен то отдаляться, то приближаться к снимаемому объекту (так называемые общие, средние и крупные планы). Режиссерский сценарий содержит последовательный перечень всех кадров. Длина каждого кадра точно указана в сценарии (она бывает от 3 до 10 метров). Каждый кадр сценария имеет свой номер, тот же номер получает соответствующий ему заснятый кадр фильма. После съемки производится монтаж картины. Отдельные кадры подбираются и подклеиваются в порядке номеров.

Казачья станция на Потылихе

Недавно в Москву приезжал казачий хор с Дона. Казаков пригласили в киностудию. Гости ходили, все рассматривали, а как завидели вдали длинную улицу, десятки мазаных известкой домов, низенькие плетни, ахнули: «Так ведь это же наша станица!» Кому - то даже показалось, что на пригорке виднеется его баз. Но, войдя в станицу, казаки пощупали своими руками плетни и убедились, что они «ненастоящие». Зайдя на задворки, гости увидели, что дама - то трехстенные, наспех сколоченные из тонких досок и фанеры. Вся станица - это только декорация, выстроенная для съемок фильма «Поднятая целина», который делается на материале известного одноименного романа писателя - орденоносца М. Шолохова.

Сейчас идет подготовка к съемке массового эпизода «Первый колхозный день «Гремячего лога».

Хлопочут гримеры и костюмеры, поспевая чуть ли не в десятки мест. У кого - то отклеилась борода, кому - то шапка на нос съезжает.

Режиссер обходит участников съемки, проверяя, все ли в порядке.

- Петя! - кричит режиссер Райзман костюмеру. - Почему этот человек в лаптях? Где это вы видели, чтобы в наше время казаки ходили в лаптях?

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены