Прошло более двух лет с того дня, когда немецко - фашистские полчища, упоённые лёгкими победами на Западе, вероломно напали на нашу родину. Борьба против коварного и сильного врага явилась для советского народа и его Красной Армии суровым испытанием. Благодаря героизму, непоколебимой стойкости и самоотверженности советских людей на фронте и в тылу полностью провалились авантюристические планы германских империалистов, рассчитанные на порабощение народов Советского Союза.
Подготавливая разбойничье нападение на Советский Союз, Гитлер и его военные советники были убеждены, что в течение полутора - двух месяцев им удастся разгромить Красную Армию и достигнуть окончательной победы над советским народом. В этот срок гитлеровские генералы рассчитывали во главе своих «победоносных» войск достигнуть Волги и Урала. Короче говоря, война против Советского Союза рисовалась германским империалистам, потерявшим всякое чувство меры, как «молниеносная» кампания. Вновь, как и в 1914 году, германское командование намеревалось окончить войну к «осеннему листопаду».
Начальный период войны против заранее сосредоточенных на наших границах немецко - фашистских армий был наиболее тяжёлым для немногочисленных тогда советских войск, принявших на себя первые, наиболее мощные удары врага. Гитлеровская клика была убеждена в скорой победе. На второй день военных действий германское информационное бюро хвастливо сообщило: «Было бы преждевременным пытаться уже сейчас, по прошествии суток, которые, конечно, использованы лишь для развёртывания операций, делать окончательные выводы о дальнейшем развитии войны. Однако установлено, что германским вооружённым силам удалось напасть врасплох на войска противника. Германские войска захватили уже сейчас значительную территорию».
26 июня, четыре дня спустя после начала германского нападения, Геббельс писал в бюллетене «Динст аус Дейчланд»: «Советская армия уже разгромлена в первые дни». Сославшись на Берлин, римское радио утверждало, что русские военно - воздушные силы фактически уничтожены, и, следовательно, «германское продвижение теперь уже не будет встречать препятствий». Оптимизм Геббельса остался непоколебим, и 13 июля германское радио объявило немцам: «Линия Сталина прорвана во всех решающих пунктах. Теперь путь в Советский Союз открыт для наших победоносно продвигающихся войск».
В действительности же боевые действия на советско - германском фронте развивались далеко не так, как это было намечено в планах германского командования. Война против фашистских захватчиков стала всенародной, отечественной войной. Героическое сопротивление Красной Армии, её упорство в обороне оказались факторами, которые не предвидело гитлеровское руководство.
Расчёты гитлеровцев закончить войну против Советского Союза в полтора - два месяца не оправдались. Разгром немецко - фашистских полчищ на подступах к Москве осенью 1941 года явился первым крупным поражением немцев во второй мировой войне, развеявшим миф о непобедимости немецкой армии. Холодным душем оказались для гитлеровской клики исход грандиозной битвы за Москву и первое зимнее наступление Красной Армии. Стали ясными несостоятельные расчёты немцев на молниеносный разгром советских армий, на непрочность советского строя и слабость Красной Армии. Гитлеровская печать и радио, обер - лгун Геббельс и К° заговорили тогда о кризисе на Восточном фронте, о суровости генерала «Зимы» и т. д.
Весной 1942 года гитлеровцы, воспользовавшись отсутствием второго фронта на Западе, перебросили все свои резервы на советско - германский фронт, создав большой перевес сил на юго - западном направлении. В ходе боёв летом 1942 года немцы достигли тактических успехов и оказались у стен Сталинграда и в предгорьях Кавказа. Гитлеровцы «новь подняли шум о предстоящем разгроме Красной Армии, о близящейся победе.
Однако Красная Армия сорвала стратегические замыслы немцев. Битва под Сталинградом стала переломным пунктом войны. Доблестные советские войска уничтожили отборные армии Гитлера под Сталинградом и перешли в наступление, надломившее хребет военной машины противника и в корне изменившее соотношение сил на советско - германском фронте.
Зимнее наступление Красной Армии создало благоприятные условия и для перехода союзных англо - американских войск к наступательным операциям. В течение первой половины 1943 года союзники нанесли гитлеровской армии серьёзные поражения в Северной Африке, в районе Средиземного моря, в Сицилии начали воздушное наступление против военно - экономических центров Германии и Италии. «Таким образом, удар по врагу с востока, со стороны Красной Армии впервые за время войны слился с ударом с запада, со стороны войск наших союзников - в единый общий удар» (СТАЛИН).
Под влиянием понесённых поражений гитлеровская армия вступила в полосу серьёзного кризиса. Об этом говорит тот факт, что немецко - фашистские войска текущего года в отличие от лета 1942 года, оказались не в состоянии развернуть наступательные операции против Красной Армии.
Провалилось широко задуманное и тщательно подготовленное немцами генеральное наступление на Орловско - Курском и Белгородско - Курском направлениях.
«Немцы бросили в наступление против наших войск свои главные силы, сосредоточенные в районах Орла и Белгорода.
Как это теперь стало ясным, немецкое командование ввело в бой: на Орловско - Курском направлении - семь танковых, две моторизованных и одиннадцать пехотных дивизий и на Белгородско - Курском направлении - десять танковых, одну моторизованную и семь пехотных дивизий.
Таким образом, всего со стороны противника в наступлении участвовало 17 танковых, 3 моторизованных и 17 пехотных немецких дивизий.
Сосредоточив эти силы на узких участках фронта, немецкое командование рассчитывало концентрическими ударами с севера и юга в общем направлении на Курск прорвать нашу оборону, окружить и уничтожить наши войска, расположенные по дуге Курского выступа.
Это новое немецкое наступление не застало наши войска врасплох. Они были готовы не только к отражению наступления немцев, но и к нанесению мощных контрударов.
Ценой огромных потерь в живой силе и технике противнику удалось лишь вклиниться в нашу оборону на Орловско - Курском направлении на глубину до 9 километров и на Белгородско - Курском направлении - от 15 до 35 километров. В ожесточённых боях наши войска измотали и обескровили отборные дивизии немцев и последующими решительными контрударами не только отбросили врага и полностью восстановили положение, занимавшееся ими до 5 июля, но и прорвали оборону противника, продвинувшись в сторону Орла от 15 до 25 километров» (И. Сталин).
Гитлеровской военной машине нанесён ещё один сильнейший Удар.
По данным, опубликованным Совинформбюро, армия Германии и её союзников потеряла за два года войны убитыми и пленными 6400 тысяч солдат и офицеров, потеряла 56 500 орудий (это, по существу, - артвооружение 387 германских дивизий), 42 400 танков, 43 тысячи самолётов. Гитлеровское командование из кожи лезет вон, чтобы восполнить эти огромные потери. Смерчем пронеслась по континенту «тотальная мобилизация» Гитлера. По всей Европе, в том числе и в самой Германии, идёт усиленная охота на людей.
Гитлеровцы сгоняют в Германию миллионы рабов - иностранных рабочих, - чтобы восполнить катастрофическую убыль немецкого мужского населения. В порядке «тотальной мобилизации» гитлеровцы подчищают под метёлку все экономические ресурсы порабощенной Европы, разоряют промышленность и сельское хозяйство оккупированных стран. Но никакой шумихой о «тотальной мобилизации» не скрыть факта кризиса людских кадров, а также всё ухудшающееся положение германской военной промышленности, к тому же ещё повседневно страдающей от мощных ударов англоамериканской авиации.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.