Мне выпало счастье несколько раз близко видеть товарища Сталина, говорить с ним, слушать его задушевные беседы с летчиками. И каждый раз меня поражало и восхищало особое, сталинское уменье окрылять людей, подсказывать им смелые мысли и идеи, открывать новые творческие горизонты. Сталин в совершенстве знает авиацию, с гениальной прозорливостью проникает он в суть, казалось бы, специальных вопросов, и поэтому в каждом сталинском совете видна большая забота о росте, о могуществе нашей авиации. Всем известно, что маршрут первого дальнего перелета экипажа во главе с незабвенным Чкаловым был подсказан товарищем Сталиным я теперь известен в народе как «сталинский маршрут».
Дело происходило так. В июне 1936 года мы пришли в Центральный Комитет партии просить разрешения лететь к Северному полюсу. Настала решающая минута объяснения с товарищем Сталиным. Одобрит он наш проект или отвергнет? Мы стоим смущенные и, волнуясь, ждем ответа.
- Зачем лететь обязательно на Северный полюс, - шутливо замечает Сталин. - Летчикам все кажется нестрашным - рисковать привыкли. Зачем рисковать без надобности?..
- Да ведь машина хорошая, мотор хороший, и риска мало, товарищ Сталин.
Сталин продолжает чуть - чуть подшучивать над нами, затем уже серьезным тоном объясняет, что условия полета у Северного полюса мало изучены. Надо хорошо и подробно все изучить, чтобы наверняка уже лететь... Наш Союз необъятен. Летайте через нашу территорию.
И, помолчав, внимательно взглянув на нас, неожиданно добавляет:
- Вот вам маршрут для полета. Москва - Петропавловск на Камчатке.
Это было так неожиданно, что мы не сразу могли ответить. Мысленно каждый из нас пробежал глазами карту. Какое огромное пространство, сколько нового, неизведанного для пилота в этом грандиозном воздушном пути! Товарищ Сталин выдвинул перед нами интереснейшую задачу: совершить одним взмахом прыжок из одного конца страны в другой, проложить новую трассу, связывающую сердце страны - Москву - с ее дальневосточными границами... Мы с радостью приняли сталинский проект перелета.
Товарища Сталина с полным правом можно назвать учителем крылатого племени. Трудно постичь, как у него, человека, занятого важными государственными делами, находится время, чтобы интересоваться буквально всеми вопросами, связанными с созданием и испытанием самолетов. Сталин участвует почти во всех без исключения совещаниях, посвященных авиации. Нередко такие совещания созываются по его инициативе и носят всегда конкретный характер. Вот, например, одно совещание было посвящено фигурному пилотажу. Лучшие летчики страны высказывали свое мнение, отвечая товарищу Сталину на поставленный им вопрос: нужно ли нам фигурное пилотирование? Выслушав всех, товарищ Сталин дал несколько очень ценных практических советов.
В прошлом году мне довелось услышать очень интересное высказывание товарища Сталина о передаче летного опыта авиационной молодежи. Это было 18 июня на даче тов. Молотова, куда я был приглашен на ужин вместе с другими летчиками.
Мы с Громовым приехали первыми, вслед за нами, сотрясая воздух военным шагом, вошли Валентина Гризодубова, Полина Осипенко и Вера Ломако. Впрочем, изящные шелковые платья изменили внешний вид этих мужественных женщин так сильно, что лишь особый, присущий людям воздуха, загар на лицах выдавал их профессию. К восьми часам вечера уютная подмосковная дача тов. Молотова наполнилась шумом, веселым смехом, оживленными голосами гостей. Вячеслав Михайлович с женой и дочерью любезно встречал подъезжающих.
Вскоре появился всегда жизнерадостный Ворошилов. Широко улыбаясь, он весело поздоровался с собравшимися. Гости окружают Ворошилова. Завязывается разговор о недавнем перелете отважных женщин, о наших самолетах.
Но вот на крыльце появляется Иосиф Виссарионович Сталин. Как всегда, спокойные движения и быстрый взгляд вокруг. В руках непременная трубка. Все радостно окружают Иосифа Виссарионовича. Вскоре приходят Л. М. Каганович, А. И. Микоян, М. И. Калинин, А. А. Жданов и М. М. Каганович.
Всюду видны группы оживленно беседующих гостей. Смех и говор нарушили спокойствие и тишину парка. Наконец - то показываются главные виновники вечера - Кокхинаки и Бряндинский со своими женами. Ведь именно в честь героев перелета из Москвы во Владивосток тов. Молотов и устроил вечер на своей даче.
Иосиф Виссарионович расспрашивает Коккинаки о Дальнем Востоке, о жизни и работе летчиков, о том, как они овладевают новой техникой. Хорошо отзываясь о дальневосточниках, Коккинаки говорит и об отдельных недостатках о их работе. Товарищ Сталин останавливает свое внимание на этих недостатках и допытывается у всех, что же нужно сделать, чтобы помочь дальневосточным летчикам работать еще лучше. Он то в дело обменивается с тов. Ворошиловым замечаниями по этому поводу.
Выслушав всех, товарищ Сталин высказал чрезвычайно интересную мысль. Он поставил перед нами конкретную практическую задачу. Товарищ Сталин говорил о том, что у нас много тысяч разных боевых машин, что бойцы армии, люди из народа, в прошлом не имевшие навыков в технике из - за отсталости царской России, теперь, готовясь к обороне страны, должны быстро и хорошо овладевать боевой техникой. Они ею и овладевают. Но на фоне грандиозной работы по освоению техники массами мы видим особые успехи, успехи наших героев, таких, как Коккинаки, Бряндинский. Показывая храбрость и отвагу, они в то же время показывают чудеса овладения этой техникой, той самой техникой, обуздать которую должны тысячи людей. Вот эти высокие достижения должны стать достоянием летчиков - середняков.
Иначе нет смысла в рекордах. Рекорды показывают возможности и техники и людей; герои - летчики обязаны помочь всей массе летчиков овладеть высотами летного дела, они должны передавать свои знания товарищам из строевых частей Военно - Воздушного Флота. К этой задаче необходимо отнестись со всей серьезностью. Только тогда личные достижения героев - летчиков станут наиболее яркими и наиболее полезными для всей страны.
Передать молодым летчикам свою любовь к воздуху, свое бесстрашное отношение к стихия, свою сноровку и опыт - таковы задачи, которые поставил товарищ Сталин перед нами в этот вечер.
Мы стояли около товарища Сталина, тщательно вглядывались в его лицо, в движения рук и думали о том, какой неизмеримой (силой обладает этот скромный человек в простом кителе, как настойчиво и упорно трудится он над созданием железной обороны страны.
В этой же беседе много говорилось о рекордах, о стратосферных полетах, о новых моторах. Время шло незаметно, и лишь приглашение Вячеслава Михайловича усаживаться за стол ненадолго прервало эту замечательную беседу.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.