Сталин в Туруханской ссылке

В Швейцер| опубликовано в номере №324, декабрь 1939
  • В закладки
  • Вставить в блог

Еще в ранней юности товарищ Сталин начал работать в подпольных революционных кружках. С тех пор он навсегда связал свою судьбу с судьбой большевистской партии и рабочего класса. Ни ссылки, ни тюрьмы, ни суровые испытания в полицейских застенках - ничто не могло сломить волю бесстрашного пролетарского революционера, выдающегося организатора масс.

За долгие годы подпольной работы товарищ Сталин шесть раз арестовывался и каждый раз ссылался в самые отдаленные места России. Зорко следили царские жандармы за каждым шагом человека, избравшего революционную деятельность своей профессией.

В 1912 году товарищ Сталин совершил два побега из мест ссылки: зимой - из Вологды и в конце лета - из Нарымского края. Из далеких ссылок он стремился в Петербург, в центр революционного рабочего движения. Скрываясь от царской охранки, товарищ Сталин не покладая рук работает в подполье. Он руководит боевым органом большевистской партии - газетой «Правда» - и думской фракцией большевиков. Он стоит во главе русского бюро ЦК РСДРП(б), созданного на Пражской конференции. Верный ученик великого Ленина, товарищ Сталин готовил партию рабочего класса к грядущим боям и победам. Недолго пришлось поработать товарищу Сталину на воле: его выдает в руки царской полиции гнусный провокатор Малиновский. Это было в феврале 1913 года. Товарища Сталина высылают на четыре года под надзор полиции в далекий Туруханский край.

Центром дикого и сурового Туруханского края считалось в те времена село Монастырское. Это было довольно большое село. Здесь были школа, церковь, полицейская власть. В Монастырском и отбывали свой срок политические ссыльные.

Однако Сталина сослали не в Монастырское. В департаменте полиции он числился «бегуном», потому что редко задерживался в ссылках больше двух - трех месяцев. На этот раз, чтобы Сталин не мог убежать, полиция «запрятала» его в Курейку - маленький поселок, затерявшийся в туруханской глуши, у самого Полярного круга.

Про Курейку, ничуть не преувеличивая, можно было сказать, что она находится на краю земли. Ни хлеба, ни овощей здесь не произрастало. Зима длится восемь - девять месяцев, морозы порою доходят до 65°.

Условия Туруханского края для побега были неимоверно тяжелы. Во всяком случае, не менее года надо было потратить на подготовку побега. Во время короткого, полярного лета в Курейку успевал заходить всего лишь один раз енисейский пароход. Осенью приходилось выжидать санного пути. Передвигаться можно было только на собачьих и оленьих упряжках. Снегу наваливало почти в рост человека. А весной, когда начинал рыхлеть снег и таять лед Енисея, движение прекращалось. Наступали томительные месяцы весенней распутицы, когда Курейка была совершенно оторвана от жизни.

В Туруханский край как самую глухую и дикую местность перед революцией стали все чаще и чаще отправлять политических ссыльных. Царское правительство хотело ослабить этим революционное движение, охватившее царскую Россию. Не случайно в туруханской ссылке очутилась группа большевиков - членов ЦК РСДРП - товарищи Сталин, Спандарьян. Свердлов. Это были те члены ЦК, которым поручили работать в России, - русское бюро ЦК. Возглавлял его товарищ Сталин.

Русское бюро Центрального Комитета продолжало свою работу и в туруханской ссылке, держало связь с Ильичом и с большевистскими организациями России. Шла горячая перекличка как с подпольными организациями, так и с отдельными товарищами, работавшими на воле среди рабочих и в армии. Для этого были использованы всевозможные оказии: передавали и получали письма через этапников, матросов, капитанов пароходов, лодочников, а иногда даже через купцов. Каждое такое зашифрованное письмо переходило через несколько конспиративных квартир, пока не попадало, наконец, адресату. Трудно было работать в условиях ссылки. Ссыльные разбросаны были по глухим поселкам, нередко отстоящим друг от друга на сотню километров.

Сталин часто наезжал в Монастырское. Для своих поездок он пользовался как нелегальными путями, так и всякими легальными предлогами. Все это нужно было делать для того, чтобы руководить подпольной революционной работой.

Ссыльные большевики стали подвергаться еще большим строгостям. Усилилась слежка. Держать связь с большевистскими организациями России и заграничным бюро ЦК РСДРП(б), которое возглавлял В. И. Ленин, стало очень трудно.

Между тем остро встал вопрос об отношении к империалистической войне. У большевиков намечалась определенная партийная линия, вырабатывалась тактика отношения к войне.

Большевистский лозунг пораженчества вызвал дикий вой среди меньшевиков, эсеров и анархистов, стоявших на позиции обороны царской монархии. Они говорили, что группа, которая в период войны ставит лозунг поражения, обречена на смерть.

В ссылке началась дискуссия, которой руководил товарищ Сталин, отстаивая твердую большевистскую позицию. Товарищ Сталин клеймил социал - предателей - меньшевиков и эсеров, захлебывавшихся в «патриотических» чувствах, и противопоставлял их лозунгу «Защита отечества» лозунг «Поражение царской монархии».

В 1914 году, в конце сентября, когда последняя баржа пришла в Туруханский край, я приехала в ссылку и привезла наброски манифеста ЦК, семь тезисов Ленина о войне.

Это письмо с тезисами Ленина о войне было прислано тов. Крупской на явочную квартиру в Красноярск для передачи в Туруханский край товарищу Сталину.

Я застала товарища Сталина в селе Монастырском. Он гостил здесь у Сурена Спандарьяна. Нужно было видеть радость товарища Сталина в тот момент, когда я передавала ему письмо Владимира Ильича. Взяв письмо в руки, Иосиф Виссарионович стал читать вслух. Мы слушали, затаив дыхание. Он читал медленно и часто восклицал: «Правильно!»

Гениальный Ленин выразил в этих тезисах все то, о чем думал, что страстно отстаивал его верный ученик Сталин.

Тайком от стражников зимой мы вместе с Суреном Спандарьяном поехали к Иосифу Виссарионовичу в Курейку. Нужно было разрешить ряд вопросов, связанных с происходившим тогда судом над большевиками - депутатами IV государственной думы - и с внутрипартийными делами.

Это были дни, слитые с ночами в одну бесконечную полярную ночь. Стояли жестокие, леденящие дыхание морозы. 200 километров без остановок проехали мы по безлюдному скованному льдами Енисею, пока не достигли глухой Курейки.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены