Неустанной заботой о человеке, стремлением сделать его жизнь радостной и счастливой, полной удобств и комфорта проникнут сталинский план реконструкции Москвы.
Со сказочной быстротой перестраивают большевики древнюю Москву. Сметаются с лица города лабиринты узких, кривых переулочков, расширяются старые улицы, возникают новые, «блещущие асфальтом проспекты, вырастают монументальные дома, красавцы - мосты повисают над закованной в гранит рекой...
Всей этой грандиозной работой руководит великий зодчий нашей эпохи - И. Сталин.
... Это было трудное для московских дорожников время. Опыт привлечения иностранных фирм для выполнения асфальтовых работ в Москве оказался неудачным. Июньский Пленум ЦК ВКП(б) 1931 года обязал московских дорожников приняться самостоятельно за постройку новых магистралей в столице. Не имея еще достаточного производственного опыта, мы тем не менее горячо принялись за реализацию указаний Пленума: асфальтировали улицы, мостили площади, облицовывали гранитом городские набережные.
10 августа 1933 года группа дорожников была вызвана тов. Булганиным, который предупредил, что необходимо ехать в Кремль, где нас ждет товарищ Сталин.
Легко представить охватившие меня радость и волнение. Мне, молодому советскому инженеру, предстояло участвовать в беседе с великим вождем - товарищем Сталиным.
Ровно в 4 часа 30 минут нас попросили в кабинет товарища Сталина. Иосиф Виссарионович встретил нас доброй, приветливой улыбкой. Смущение, овладевшее было нами на первых порах, как рукой сняло. Ласковый и простой в обращении, товарищ Сталин быстро сумел создать непринужденную обстановку.
Я должен был докладывать о тех способах, которыми ведутся работы по строительству набережных и дорог. Но докладывать никому из нас не пришлось. Все получилось необычайно проста. Сначала товарищ Сталин, беседуя с нами, задал нам ряд вопросов, а затем изложил свои соображения по вопросу о строительстве дорог и набережных в Москве. Далее он отметил те досадные недостатки, которые имеют место в нашей работе и резко бросаются в глаза.
- Во - первых, - говорил товарищ Сталин, - у вас нет еще нужной связи городских дорожных организаций с организациями, ведущими строительство пригородных дорог. В результате: едешь по городу - дороги усовершенствованы, выехал на окраину - километров десять едешь по отвратительным булыжным мостовым. Затем вновь попадаешь на усовершенствованную пригородную дорогу и т. д. Эти разрывы в строительстве дорог надо ликвидировать.
Во - вторых, ко многим из вновь строящихся заводов и жилых домов нет подъездов. Это неправильно. Это надо исправить.
В - третьих, неприятное внешнее впечатление производит пестрота дорожных покрытий. Нередко на одном и том же проезде можно видеть и асфальт и булыгу. Желательно иметь однотипное покрытие, чтобы избежать этой ненужной пестроты.
В - четвертых, качество брусчатки неудовлетворительное. Размеры ее слишком велики, она вообще неодинакова по своему виду. Желательно уменьшить ее размер и стандартизировать внешний вид. Неплохо выглядит мозаика - мощение дугами. Этому способу мощения следует уделить большое внимание...
Я слушал товарища Сталина и поражался огромному запасу технических познаний, которыми он обладал, тому, как глубоко вникал он в самую суть дорожного дела.
Заговорили о том, почему неустойчивы покрытия, заложенные между трамвайными путями. Мы указали, что главная причина зла в том, что под пути трамвая закладывают очень слабые основания.
Товарищ Сталин, немного подумав, заявил:
- Лучше, товарищи, делать меньше, да как следует, чем много, да неудовлетворительно. Если основания слабы, надо заменить их более мощными.
Особенно интересовался товарищ Сталин булыжным основанием, которое закладывается под асфальтовое - бетонные покрытия.
- Как видно, - говорил он, - булыжное основание служит неплохо... - И тут же Иосиф Виссарионович посоветовал новые булыжные мощения предварительно - до покрытия асфальтом - выдерживать некоторое время под ездой и лишь затем покрывать асфальтом. Основания будут тогда прочнее. Надо сказать, что, примененное на практике, это предложение товарища Сталина себя блестяще оправдало.
Разговор перекинулся на московские набережные. Иосиф Виссарионович забросал нас вопросами о программе работ, о том, какой предполагается ставить гранит. Он требовал серьезнейшего внимания к этому делу, указывая, что со временем, когда волжские воды вольются в Москву - реку, набережные будут иметь огромное значение. Он говорил о том, что Москву - реку надо одеть в прочную, красивую одежду. Река должна иметь праздничный вид.
Разговаривая с нами, товарищ Сталин попросил своего помощника тов. Поскребышева принести образцы гранита, полученного с Беломорского канала. Показывая нам образцы, Иосиф Виссарионович просил подумать, нельзя ли этот гранит использовать на облицовке московских набережных. Практика показала высокие качества карельского гранита. Предложение товарища Сталина было реализовано - этим гранитом сейчас облицованы многие московские набережные.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.