Из - за кормы большого волжского парохода неожиданно выскочил белый плоский предмет и понесся по реке. В первый момент показалось, что это какая - то часть палубной оснастки, сорванная расшалившимся ветром. Но вот белый обломок, вздымая пенистую волну, выскочил вперед, легко обогнав пароход. Теперь все увидели, что это маленькая моторная лодка. У штурвала, пригнувшись, сидел человек. Лодка беспрекословно подчинялась его воле. Немного сбавив ход, водитель вдруг повернул ее «а сто восемьдесят градусов и тут же дал полный газ. Мотор взревел, за кормой распушились белые пенистые усы, и лодка, проскочив под самым носом парохода, обошла его и скрылась.
Это был скутер. У штурвала сидел один из лучших водителей скутеров - Родион Шибаев.
Иногда водитель не успевал повернуть судно с помощью штурвала, и тогда одним наклоном туловища он направлял его в нужную сторону. Водитель делал восьмерки, крутые повороты - так называемый высший пилотаж на воде.
На берегу, у бона Центрального водомоторного клуба, за скутером наблюдала группа молодежи. Эти юноши пришли сюда учиться управлять плоскодонными стремительными судами.
Мастерство водителя заключается не только в том, чтобы умело управлять скутером, который несется со скоростью 40 километров в час: водитель скутера должен в совершенстве знать подвесной мотор, уметь выжать из него вое ресурсы скорости. Водители называют это искусство «форсированием».
Лучшие водители скутеров, как правило, становятся конструкторами скутеров. Они вычерчивают кривые не только на речной глади, но и на чертежной кальке. Они ищут и находят такие формы скутеров, которые давали бы возможность трение лодки о воду свести до минимума.
Когда у нас проектировался первый скутер, за образец была взята скандинавская парусная лодка типа «скутер». Так появилось новое слово, а вместе с ним новый, самый молодой вид спорта. Сейчас у нас насчитывается около 200 водителей скутеров. Этот интересный оборонный вид спорта, воспитывающий водителей быстроходных судов, развивается пока только в нескольких городах нашей страны.
В Америке скутер уже завоевал широкую известность. Американцы разделяют свои суда на классы по рабочему объему цилиндров - литражу мотора. Всего имеется 6 классов: от класса «М» с рабочим объемом двигателя в 175 кубических сантиметров до класса «X» с рабочим объемом мотора свыше тысячи кубических сантиметров. На самых мощных скутерах можно развивать скорость свыше 124 километров в час. Трудно себе представить эту авиационную скорость на воде. Водители скутеров рассказывают, что большая скорость на воде ощущается особенно сильно. На такой скорости даже щепка, попавшая в лопасти винта, выводит его из строя. Какая же острота взгляда, какая быстрота реакции требуется от водителя скутера, чтобы на сумасшедшей скорости избежать столкновения даже со щепкой!
Скорость наших скутеров ниже американских. Объясняется это тем, что у нас еще нет нужных для этого подвесных моторов. Семь лет назад ученики ФЗУ машиностроительного завода имени Павлова в Рыбинске впервые в СССР освоили производство подвесных моторов типа «С» с литражом 500 кубических сантиметров. Ленинградский водитель Максимихин показал на скутере с мотором «С» рекордную скорость - 56,8 километра в час.
Быть водителем скутера не так просто. В руках у водителя штурвал управления. Тонкий стальной трос соединяет штурвал с мотором, который находится позади водителя. Водитель, направив все свое внимание вперед, должен в то же время беспрерывно следить за пульсом мотора.
Новичок должен прежде всего как следует познакомиться с мотором. Затем новичок тщательно изучает правила вождения судов по рекам. На реке существуют свои твердые правила вождения, свой ПРУД. Постепенно всю группу новичков вывозят на скутерах. Новичок впервые ощущает скорость... Но вот на большом моторном баркасе сданы права. Новичок получает водительский билет. Теперь открыт путь к скутеру, И вот, наконец, занято место у штурвала, включен мотор, и красивое, обтекаемой формы, отлакированное суденышко отходит от бона...
Сейчас в Центральном водо-моторном клубе, на водных базах «Спартака», «Буревестника», «Сталинца», в Москве, Ленинграде, Рыбинске, Днепропетровске занимаются группы скутеристов.
Уже сейчас на соревнованиях выступает немало молодых гонщиков. Среди них допризывник Малышек, рабочий - монтер, который водит свой скутер со скоростью 46 километров в час; Савинов, молодой рабочий завода «Пролетарский труд», вошедший в московскую команду участников всесоюзных соревнований; молодой водитель Венедиктов, который, выступая первый год, завоевал первенство Союза в классе «А» (250 кубических сантиметров) и др.
Этим захватывающим видом спорта начали увлекаться и девушки. Родион Шибаев обучает сейчас 6 молодых работниц завода № 230. Двадцатилетняя скутеристка Косова уже с успехом выступает в гонках. В прошлом году она завоевала первенство страны в классе «М». Водительница скутеров Ипполитова выиграла тридцатикилометровую гонку. Девушка Рар на первенстве СССР заняла второе место в гонке на 10 километров.
У водителей скутеров есть близкие друзья. Эти друзья живут на воде, они учатся в совершенстве владеть оружием, имя которому - скорость. Близкие друзья носят краснофлотские бескозырки. Это хозяева торпедных катеров. Вот где найдут применение своим силам, если грянет война, водители скутеров. Они станут у штурвалов торпедных катеров и поведут их в атаку на врага.
Линкоры и крейсеры боятся «морской кавалерии». С огромной скоростью несутся торпедные лодки в атаку. Стремительный поворот - торпеды выпущены в цель, серые катера уносятся в море, сливаясь с бурунами, а позади грохочут взрывы.
Водители скутеров, получившие отличную морскую закалку, - хорошие кадры моряков - торпедистов. Это прекрасно знают и старые, испытанные водители и молодежь, впервые пришедшая к боннам водомоторного клуба. Вот почему столько рвения отдают молодые советские патриоты этому благородному спорту, стремительно проносясь по реке...
Праздник здоровых, сильных, ловких - один из самых любимых праздников советского народа. Физкультурные парады демонстрируют крепость, силу и боевую готовность советской молодежи.
Постановление правительства отражает неустанную заботу сталинского Центрального Комитета о молодом поколении строителей коммунизма.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.