Гитлеровские бандиты, нападая на различные европейские государства, вели так называемую молниеносную войну. Фашистская теория молниеносного сокрушения основана на внезапности, быстроте и решающем превосходстве сил.
Для достижения внезапности и быстроты гитлеровцы, тщательно подготовившись, начинали военные действия без объявления войны и широко использовали такие маневренные роды войны, как авиация, танки, моторизованная пехота и воздушные десанты. Против подвергшейся нападению страны немцы сосредоточивали силы, намного превосходившие силы противника.
Так, в германо-польской войне соотношение сил и средств воюющих сторон было следующее.
Нападение на Бельгию и Голландию в мае 1940 года Германия предприняла с армией в 107 пехотных и 10 танковых дивизий, тогда как у союзников было лишь 63 пехотных, 4 легких механизированных и 6 кавалерийских дивизий. К этому надо добавить, что армии союзников - французов, англичан, голландцев и бельгийцев - фактически не были объединены и действовали разрозненно.
Решительное превосходство в силах имела Германия и три наступлении на Францию в июне 1940 года. Немецкая наступающая армия состояла из 160 дивизий, в том числе 10 танковых и 6 моторизованных, в то время как французы смогли выставить всего 100 дивизий, из них только 3 танковых и 3 моторизованных. Танков у французов было почти в 4 раза меньше, чем у немцев, истребителей - в 2 раза, бомбардировщиков- в 5 с лишком раз меньше.
Надо ли после этого удивляться тому, что фашистским полчищам удавалось сравнительно легко и быстро одерживать победы над слабыми противниками?
Успехам фашистских армий способствовало не только колоссальное превосходство в силах. Никогда бы германское командование не добилось таких военных успехов, если бы не растерянность правительств ряда европейских государств и не прямое предательство. Французское правительство, например, позорно капитулировало перед Германией, предало родину, даже не попытавшись оказать сколько-нибудь серьезное сопротивление.
Большую роль сыграли грубые ошибки и просчеты, допущенные генералами армии, сражавшихся с немцами. Наконец, весьма существенное влияние на исход военных действий оказывали «пятая колонна», агентура немецкого фашизма и шпионы, которых гитлеровская Германия засылала во все страны мира.
Дешевые победы над слабыми противниками вскружили головы правителям фашистской Германии. Гитлеровцы всячески стараются убедить весь мир в том, что их методы ведения войны непогрешимы, а немецкая армия непобедима.
Излюбленную свою тактику «молниеносной» войны, приемы, давшие столь ощутимые результаты в войне против Польши, Норвегии, Голландии, Франции, Греции, Югославии, немцы пытались применить и против Советского Союза. На нашу родину фашисты напали вероломно, коварно, не объявляя войны, не предъявив никаких требований, претензий. На границах Советского Союза немцы сконцентрировали огромные силы. По словам японской газеты «Асахи», немцы на германском франте имели 180 дивизий, на румынском фронте - 25 и на финском фронте - 3 дивизии. Кроме того Румыния бросила против СССР 20 дивизий и Финляндия - 20 дивизий. Таким образом, всего против СССР было брошено 248 дивизий и это кроме венгерских и словацких. Позже было послано на западный фронт несколько итальянских дивизий. Если во время войны с Францией немцы бросили 10 бронетанковых дивизий, то на восточный фронт они послали 30 дивизий.
Фашистская военщина хвастливо заявляла, что поход на Советскую Россию будет закончен в 5 - 6 недель. Гитлеровская клика расписывала войну с Советским Союзом как легкую увеселительную прогулку с богатой добычей.
Германские планы молниеносной войны потерпели крах. Героическое сопротивление Красной Армии, наносящей фашистским ордам огромные потери, в прах развеяло миф о непобедимости германской армии. Тактика и приемы немецких войск, безотказно действовавшие на Западе, оказались малодейственными на Востоке.
На удар мы отвечаем ударом, немецкой военной технике противопоставляем свою, советскую могучую технику, авантюристским приемам врага - выдержку, хладнокровие, продуманную и обоснованную тактику сокрушительного отпора.
Каковы особенности немецкой тактики ведения войны?
Это прежде всего пресловутые «клинья». Каждое войсковое соединение, каждая часть германской армии строит свое наступление довольно шаблонно: оборона прорывается атакой на двух направлениях, сходящихся в глубине обороны, и все то, что находится между «клиньями», должно быть окружено и уничтожено. Значительные участки обороны, расположенные между «клиньями», вовсе не атакуются; здесь проводятся лишь демонстративные действия.
При наступлении фашисты всеми силами стремятся создать видимость окружения и тем самым морально воздействовать на оборону. С этой целью они выбрасывают небольшие отряды, которые, просочившись на отдельных направлениях в расположение обороны, стараются выйти на фланги и в тыл обороняющимся войскам. Мнимой угрозой окружения они пытаются вызвать панику в рядах противника.
Как правило, гитлеровцы не любят открытых столкновений: наткнувшись на сильное сопротивление, они, произведя перегруппировку, частей, начинают наступление в новом направлении. Как только в обороне открывается брешь, фашисты бросают в нее все свои силы, снимая войска с тех направлений, где нет успеха.
Наступлению обычно предшествует короткая авиационная, артиллерийская и минометная огневая подготовка. После этого начинается атака. Впереди двигаются на большой скорости (70 - 80 километров в час) отряды мотоциклистов, которые ведут бешеный, беспорядочный огонь из пулеметов. За ними продвигаются танки, тяжелые, средние и легкие, а далее наступает пехота.
Танки, прорвав оборону, стремятся возможно быстрее продвинуться дальше, вглубь, не обращая внимания на пехоту. Это сплошь и рядом вызывает задержку наступления пехоты. Оторвавшись от нее, танки в свою очередь начинают замедлять темп продвижения. Фашистские танки, как правило, не вступают в открытый бой с нашими танками, а стараются, маневрируя, подвести советские танки под огонь своей противотанковой артиллерии и артиллерии крупного калибра.
Для того чтобы обеспечить быстроту продвижения мотомеханизированных частей, нарушить управление наших войск и создать панику в тылу обороны, гитлеровцы часто выбрасывают впереди своих наступающих войск воздушные десанты.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.