Врангелевские войска с огромными потерями вырвались из железных тисков, созданных в Северной Таврии, и укрылись за перекопскими укреплениями.
Михаил Васильевич Фрунзе созвал командиров частей и, сделав обзор происшедших операций, сказал:
- Поражаюсь величайшей энергии сопротивления, оказанной противником. Он дрался так яростно и так упорно... Только этим можно объяснить, что хотя и с большими потерями, а все-таки из наших тисков выбраться он смог...
И Фрунзе стал разрабатывать план штурма Перекопа.
Была глубокая осень. Армия, истощенная беспрерывными боями, плохо одетая, нуждалась в отдыхе. Нужно было как можно скорее покончить с этим последним фронтом.
Фрунзе вновь и вновь вспоминает свою беседу с Владимиром Ильичем в Кремле. Тогда Фрунзе только что назначили командующим южным фронтом. Беседа шла о войне, о военных специалистах, о Врангеле.
- С Врангелем должно быть покончено к зиме, - сказал Владимир Ильич. - Такова директива партии. Как вы думаете, в какой срок можно будет его ликвидировать?
- К декабрю, Владимир Ильич, Крым будет советским, - ответил Фрунзе.
Дуют ветры, мороз покрывает белым инеем бескрайнюю степь. Глухо, уже совсем по-зимнему шумит Азовское море.
Машина командарма, скрипя и содрогаясь, движется по степи.
Повсюду видны следы недавно разыгравшихся кровавых событий. В степи то здесь, то там валялись конские трупы, разбитые повозки, части орудий, снаряжений.
Михаил Васильевич часто останавливает машину и подолгу беседует с бойцами. Лица у бойцов усталые, осунувшиеся, но полные отваги.
«А нельзя ли совершить обход Чонгарских позиций по Арабатской стрелке?» - думает Михаил Васильевич.
Действительно, если переправиться в устье реки Салгира, что в тридцати километрах от Геническа, то можно будет зайти в тыл войскам Врангеля, сосредоточенным у Перекопского вала.
Фрунзе послал разведку узнать, какие силы противник сосредоточил в этом направлении. Выяснилось, что Врангель здесь держит небольшие конные части. Но курсирующий в Азовском море вражеский флот может взять под обстрел войска, идущие по Араратской стрелке.
У Фрунзе не было флота. Азовская флотилия, затертая льдами, не могла придти на помощь. Идти при таких обстоятельствах по этому направлению крайне рискованно.
Фрунзе обходит берег Сиваша. Он внимательно изучает местность, расспрашивает старожилов об этом «гнилом море», которое так резко отличается от других морей.
У Михаила Васильевича созревает новый план: штурмовать Перекопский вал с фронта, форсировать Сиваш и, овладев Литовским полуостровом, ударить в тыл по Перекопским позициям врага.
Фрунзе созвал командиров частей, чтобы вместе с ними обсудить свой план.
Климент Ефремович Ворошилов, который присутствовал на этом совещании, так его описывает:
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.