Год назад мы были в Дарвинском музее. Профессор Котс в заключение лекции сказал:
- Вот вы скоро кончите школу, будете выбирать профессию. Не все сразу найдут свое призвание, но оно есть у каждого. Только для того, чтобы правильно его определить, надо, выбирая работу, думать не о том, где больше платят, где выгоднее, а, как при выборе друга жизни, смотреть, куда влечет сердце.
Эти слова мы запомнили надолго. И казалось, что сомнения разрешены.
Но когда пришла пора выбирать самим свой жизненный путь, то противоречия, которые казались разрешенными, возникли снова.
Хорошо тем, кто уже в школе определил свое призвание! Таким людям дорога ясна.
Но большинство этого призвания не нашло. Что же делать? Ждать, пока оно объявится? Или стараться все-таки определить его? А вдруг ошибешься и определишь неправильно?
Нужно ли считать тогда жизнь разбитой?
В школе среди «колеблющихся» идут бесконечные споры о том, какая же профессия лучше. Иногда это бурные диспуты, иногда - просто пессимистические рассуждения. Снова и снова обсуждаются все специальности.
Вот инженер - хорошая специальность, и нужная и интересная, но физика, черчение... Да, узко, сухо, ни литературы, ни истории.
Гуманитарные лучше. Но стоит ли пять лет расширять кругозор только для того, чтобы быть преподавателем в 5-х классах?
Так в каждой профессии находят свои «за» и «против» и недоумевают: существует ли идеальная профессия? А призвания нет, как нет.
Очевидно, надо все-таки рассуждать, а не только полагаться на волю сердца. Но как?
Гнаться только за повышенной заработной платой, действительно, но следует. Каждый должен стремиться дать максимум, выбирая специальность, надо смотреть, где можно принести больше пользы.
Это - одно из главнейших условий. Одновременно нельзя недооценивать и материально-бытовых условий жизни. От них зависит и производительность всякого труда. Дело только в том, чтобы не ставить их самоцелью.
Но легко сказать: иди туда, где принесешь больше пользы. Всем ясно, что труд преподавателя, особенно в отдаленных местах, очень полезен, но если ехать не хочется, то мало понимать это: надо знать еще что-то, что придало бы силы.
То же самое может заявить человек, который слишком поздно понял, что его работа неувлекательна, неинтересна. Где ему взять силы для продолжения работы? Можно ли все-таки получить удовлетворение и от скучноватой работы? Или надо уже считать себя погибшим?
Мне кажется, что все это зависит от того, что человек считает главным в жизни.
Часто говорят: «Главное в жизни - работа». Это правильно, труд может служить основой жизни, но труд многосторонний, широкий. Если главное у человека - определенная работа, то стоит его перевести на другую работу, как благополучие рушится, и жизнь почти испорчена.
Главное не может быть узким или односторонним. Главное в жизни - это глубина и широта идеи, задачи, которую ставит себе человек.
Для того чтобы вести полную жизнь, нельзя видеть только «сегодня», нельзя любить только определенную работу, нельзя жить только личным. Надо видеть, понимать будущее и одновременно любить настоящее во всех его проявлениях, верить в человека и его возможности и в соответствии с этим ставить себе цель жизни.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.