Жюльен Сорель

М Дальцева| опубликовано в номере №341, май 1941
  • В закладки
  • Вставить в блог

За последнее время редакция получила немало писем с просьбами дать на страницах «Смены» статьи, посвященные образам мировой литературы. Статьей М. Дальцевой «Жюльен Сорель» мы открываем серию «Образ молодого человека XIX столетия».

Поиски героя всегда были интереснейшей проблемой для художников всего мира. Пытливо вглядываясь в черты своего поколения, писатели старались отыскать в них то, что характерно для времени, что отличает новую эпоху от старой. Так было во времена Гомера, так продолжается и в наши дни. Литература девятнадцатого века, века непрерывных социальных потрясений и великих научных открытий, особенно богата жизнеописаниями героев своего времени.

Среди романов этого типа почти нет произведений оптимистических. Их тема - конфликт между сильным, одаренным человеком и тупой, непреклонной волей буржуазного общества, которое ломает и губит все, несогласное подчиняться его жестоким законам. Они все удивительно непохожи друг на друга, эти молодые люди: Рэнэ и Растиньяк, Сорель и Печорин, Вертер и Раскольников. Их судьба различна, но всегда одинаково печальна. Раскольников идет на каторгу, Вертер умирает из-за любви, Сореля гильотинируют, и даже самый благополучный из этой плеяды, Растиньяк, царит в обществе, которое презирает. Трагическая смерть или томительная неудовлетворенность - вот финал любого из этих произведений.

Если литература девятнадцатого века давала образ сильного, но сломленного жизнью человека, то современная буржуазная литература просто не может найти героя. «Наше молодое поколение осталось без героев» - эту горькую правду о своих современниках высказала американская писательница Мексин Девис в книге «Потерянное поколение».

Литература нашей страны выдвинула своих героев: это Павел Корчагин и замечательный коллектив Антона Макаренко, это Басов из «Танкера Дербента» Крымова и Чкалов, это Лысенко и «Патриоты» Диковского.

Литература и жизнь тесно переплелись у нас между собой. Настоящими деятелями эпохи любуешься как литературным обобщением, как образом высокого искусства, а к литературному образу предъявляешь суровые требования как к своему современнику.

Черты лучших представителей нашей эпохи: уважение к труду, преданность идеям социализма и горячая любовь к своей родине - определяются задачей, которую поставил перед молодым поколением Ленин на III Всероссийском Съезде Российского Коммунистического Союза молодежи:

«Вы должны построить коммунистическое общество. Первая половина работы во многих отношениях сделана. Старое разрушено, как его и следовало разрушить, оно представляет ив себя груду развалин... Расчищена почва, и на этой почве молодое коммунистическое поколение должно строить коммунистическое общество».

Чтобы знать, надо сравнивать, чтобы не терять перспективы, нужно изучать то, что оставило после себя искусство буржуазного мира. Поэтому для молодого читателя наших дней будет особенно поучительно познакомиться с произведениями, рассказывающими об истории молодого человека прошлого века.

Среди этих произведений «Красное и черное» Стендаля занимает особое место. Это первый роман о человеке из низших классов, пробивающем себе дорогу вверх. История Жюльена Сореля - история одаренной, исключительной натуры, не захотевшей и не сумевшей приспособиться к требованиям враждебного ему мира.

Действие в романе происходит во время царствования Карла X, в период, когда во Франции, еще живо помнящей дни Великой французской революции, наступила самая страшная реакция. Сын плотника, Жюльен Сорель попадает в дом веррьерского префекта Реналя. Ограниченный и чванный Реналь берет своим детям учителя только для того, чтобы вызвать зависть друзей. В доме Реналя, где все кричит о показном богатстве и аристократическом превосходстве хозяев, Жюльен чувствует себя выше окружающих людей. В то же время он унижен и одинок. Стремясь отомстить за ложное превосходство тупых буржуа, Жюльен увлекает жену префекта госпожу Реналь. Но эта женщина так искренно любит Жюльена, что и он влюбляется в нее со всем пылом двадцатилетнего юноши. Об этой любви узнает веррьерское общество, о ней подозревает и Реналь. Жюльен вынужден бежать.

Он поступает в школу иезуитов, здесь он снова обречен на одиночество и лицемерие среди хитрых и жадных товарищей и фальшивых интриганов - учителей. Аббат Пирар, директор школы иезуитов, единственный человек, относящийся с симпатией к Жюльену, отправляет его со своей рекомендацией в Париж к маркизу де ла Молю. Там, в кругу людей, составляющих сливки общества и решающих судьбы страны, Жюльен вначале кажется неловким, необразованным, потом, благодаря своему уму, энергии и неукротимому честолюбию, добивается полного доверия маркиза.

В «его влюбляется дочь маркиза де ла Моля, Матильда. Она должна сделаться женой Жюльена, несмотря на отчаяние честолюбивого отца, мечтавшего для дочери о титуле герцогини, да в это время приходит письмо от госпожи Реналь. Это письмо продиктовано ревностью. Госпожа Реналь пишет, что Жюльен - человек корыстолюбивый, что он привык делать свою карьеру с помощью женщин. Жюльен, узнав о письме, едет немедленно в Веррьер и стреляет в госпожу Реналь. Жюльена судят. На суде он обращается с обличительной речью к своим судьям, ненавистным веррьерским буржуа» Эта речь, в сущности, и решает исход дела. Жюльена гильотинируют.

В своем романе Стендаль, все сочувствие и симпатии которого на стороне своего героя, описывает его с беспощадной внимательностью, характерной для этого писателя. В сущности «Красное и черное» можно было бы назвать биографическим исследованием, настолько точно, холодно и беспристрастно автор следит за поведением Жюльена Сореля.

При этом психология героя у Стендаля всегда тесно связана с социологией, исследование характера для него - задача историческая. В двадцатых годах во Франции, охваченной жестокой реакцией, каралась не только приверженность к идеям Великой французской революции, но даже воспоминание о героических походах армии Наполеона. В лице Жюльена Стендаль изобразил характерную фигуру двадцатых годов, выходца из «низов», для которого образ безвестного корсиканского офицера, ставшего императором, был идеалом. Жюльен мечтает стать победителем, таким же, как и его герой Наполеон.

Жюльен - крайний индивидуалист, он обречен на социальное одиночество. В своем классе он не видит ничего, кроме тупости, жадности и страсти к наживе. Жюльен ставит себя выше окружающего общества, все недостатки которого для него очевидны. С упорством человека талантливого он тренирует себя в этой исключительности, не считаясь ни со своими, ни с чужими чувствами.

Жюльен страшно боится оказаться нежным и чувствительным там, где, по его мнению, следует быть завоевателем. С необычайной точностью и объективностью Стендаль рассказывает о поведении своего героя в ту ночь, когда он овладел госпожой Реналь: «Вместо того чтобы все свое внимание обратить на восторги, им возбуждаемые, и на раскаяние, еще увеличивающее их силу, мысль о долге ни на минуту не выходила у него из головы. Он боялся, что будет потом сильно раскаиваться и навлечет на себя вечный позор, если удалится от идеала, взятого им себе за образец. Одним словом, именно то, что делало из Жюльена существо высшее, это самое и мешало ему наслаждаться своим счастьем. Его можно бы сравнить с шестнадцатилетней девушкой, имеющей прекрасный цвет лица и, несмотря на это, имеющей безумие румяниться, собираясь на бал».

В Жюльене Сореле все время происходит борьба между великодушным сердцем, жаждой деятельности и озлобленностью, мстительностью. Живя с волками, он вынужден выть по-волчьи, то есть пользоваться теми же средствами, что и презираемое им общество. Академию лицемерия он прошел в школе иезуитов. Вот как говорит Стендаль об этом тяжелом для героя времени: «После нескольких месяцев ежесекундного прилежания Жюльен все еще имел мыслящий вид. Его манера двигать глазами и губами еще не говорила о вере слепой, готовой всему верить и все поддерживать, даже через мученичество. Жюльен с гневом видел, как его превосходят в этом самые грубые крестьяне. У них были основательные причины не иметь мыслящего вида. Сколько трудов положил он на то, чтобы добиться этого вида горячей и слепой веры, готовой всему поверить и все перенести...»

Пройдя такую жестокую закалку, Жюльен не робеет и не восхищается парижским светом, как подобает по традиции юному провинциалу. Наоборот, он сразу определяет всю поверхностность и пустоту окружающих его людей, скрытую за внешним изяществом. Жюльен хочет получить признание за свои личные качества, а не за наследственные заслуги. Это ему удается не без труда, но удается блестяще. Среди богатых и именитых молодых людей, окружающих маркиза де ла Моля, нет ни одного человека, которого можно было бы послать заграницу с ответственнейшим дипломатическим заданием. Поручение, от которого зависит будущая политика страны, выполняет Жюльен.

Но как быстро истощаются все средства в обществе, которому не нужны ни ваша энергия, ни ум, ни силы! Вернувшись из Лондона, Жюльен видит, с каким ужасом относится маркиз к его браку с Матильдой. Все личные качества Жюльена перевешивает один только титул герцога; чего бы ни достиг он в обществе, всегда он останется только сыном плотника.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены