Отрывок из литературного сценария «Перекоп»
В ноябре 1920 года Красная Армия прорвала укрепления Перекопа, построенные по новейшему образцу техники того времени. Превосходно снабженная и вооруженная французскими и немецкими империалистами, армия Врангеля была наголову разбита частями Южного фронта и сброшена в море. Операция проводилась по плану замечательного полководца - большевика М. В. Фрунзе.
Эпизод «Юзовка» покапывает начало разгрома Врангеля.
Разрыв снаряда. Еще два разрыва. Из - за дыма вырисовывается покосившаяся, наполовину оторванная вывеска железнодорожной станции Юзовка.
Падают снаряды. Взрывается цистерна с нефтью. Между путями и по путям скачут всадники.
Отряд красноармейцев отстреливается. Мы видим потемневшее от порохового дыма усталое, но мужественное лицо шахтера Матвеенко. Он яростно стреляет. Обращается к товарищу:
- Где ж полк Куцыбы? Продал он нас, ей богу продал!... Налетела белая конница. Рубит красноармейцев. Множество всадников соскакивает с коней. Идет рукопашная схватка. Трое белогвардейцев набросились на Матвеенко, подмяли его под себя.
Одинокий вагон в тупике. Из вагона волокут лысого, одетого во френч человека благообразной наружности. Он потерял голос от страха, еле слышно хрипит:
- Недоразумение! Клянусь вам: это - недоразумение! Господин офицер, клянусь...
Его волокут по путям в здание станции.
Помещение для пассажиров I и II классов. Штаб генерала Борщевского. Полковник французской службы Дюваль, сопровождающий белую армию в походе, и командующий корпусом генерал Борщевский среди походной, штабной суеты. Открывается дверь, грубо вталкивают человека во френче. Не удержавшись, он падает на пол к ногам Дюваля.
Офицеры, которые привели пленника, положили перед Борщевским смятые бумаги:
- Комиссар, ваше превосходительство! Притом из крупных. Борщевский брезгливо придвигает к себе бумаги, читает: «Всеукраинский совет народного хозяйства.
Настоящим удостоверяется, что предъявитель сего товарищ Быков, Николай Николаевич, есть действительно уполномоченный Главтопа по Юзовскому району...»
Борщевский отодвигает бумагу. Поворачивается к офицеру:
- Багажные веревки есть?
ОФИЦЕР. Найдутся, ваше превосходительство!
- Повесить!
Но в это мгновение Борщевский видит повергающую его в изумление сцену. Полковник Дюваль бережно помогает подняться человеку, упавшему на пол, и произносит с уважением: -
- Глазам не верю... Николай Николаевич?
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.