Усыпанная свежим желтым песком дорожка сворачивает от главной аллеи Всесоюзной сельскохозяйственной выставки налево и ведет - мимо сосен, клумб, газонов - к широким ступеням террасы павильона юных натуралистов. Рано утром павильон бывает освещен солнцем, и в эти часы он особенно привлекателен.
Много чудесного собрано в пяти залах этого легкого, изящного здания: модель «светоориентирующегося» трактора ленинградского школьника Александра Осипова; арбузы, тыквы, кабачки, малина, выращенные юными мичуринцами Яснополянской школы Тульской области; обновленная высокоурожайная пшеница юных опытников города Куйбышева; цветущие лилии и роняющая свои бело - розовые лепестки нежная фейхоа; пчелы и шелковичные черви; почтовые голуби и служебные собаки. И это создано, взлелеяно, выхожено заботливыми руками юных натуралистов разных возрастов и разных национальностей.
Но беглый осмотр павильона вряд ли удовлетворит любознательного посетителя. Не всякая модель, не всякая фотография, подписанная лаконичной фразой, расскажет, а там за ней: какой путь прошли юные естествоиспытатели, прежде чем вырастили на участке Рыбницкой школы Ярославской области каучуконос - кок - сагыз; какова история этого механического «птенца» в деревянной скворечнице? Нужно остановиться, почитать дневники, посмотреть альбомы, расспросить экскурсоводов - и тогда поймешь, какие благородные чувства ведут детей, юношей, девушек по дороге исканий, кропотливого труда, неудач, побед и новых поисков.
Юные натуралисты Алма - Аты решили определить, какие птицы полезны и какие нет.
Для этого нужно знать, чем они питаются.
Можно, скажем, поймать воробья, распороть ему брюшко и посмотреть, что у него в желудке. Но эти данные далеко не точны. Алма - атинские натуралисты избрали другой путь. Недалеко от птичьего гнезда, облюбованного для наблюдений, устанавливался пост. Замаскировавшись ветвями куста, вооружившись биноклем, натуралист часами следил за птицей и ее птенцами. Надо было сидеть очень тихо, чтобы не спугнуть такой неудобный для наблюдений объект. Надо было смотреть в оба глаза, чтобы разглядеть, что именно принесла птица в клюве. Надо было точно записывать свои наблюдения, сопоставлять их, обобщать.
А для этого прежде всего требовались огромная выдержка и терпение.
Наблюдения проводились с поистине замечательной настойчивостью. Однако юннаты признавали, что дело у них поставлено довольно - таки кустарно. Пришлось прибегнуть к помощи техники.
Птица глупа: она кладет пищу в первый попавшийся открытый клюв, высунувшийся из гнезда. Что если вместо живого птенца посадить искусственного?
Как только в приспособленном для опытов, птичьем «домике» вылупилось из яиц пернатое потомство, юннаты вынули детенышей и посадили в гнездо чучело, похожее на большеголового птенца с жадным клювом. Стоило хлопотливой матери сесть на жердочку, как юннаты дергала за бечевку, чучело открывало клюв и пища, доверчиво положенная в него недогадливой птахой, проваливалась в небольшой сосуд с формалином. Тут уж можно было совершенно точно установить, какой корм притащила за день птица - мать.
Все это потом было еще более усовершенствовано. Дергать за веревочку сейчас уже не приходится: когда птица садится на жердочку, включается контакт и птенец - чучело механически раскрывает клюв. Специальный прибор - орнитограф - записывает, сколько раз мать подлетала к гнезду, долго ли она около него сидела.
Более двух лет трудились юннаты, стремясь все время к научной точности своих наблюдений. И это достойно уважения.
Радостно видеть у юннатов такую настойчивость и трудолюбие. А ведь порой им приходится проделывать очень кропотливую работу, о результатах которой нескоро узнаешь.
На одной из колонн выставочного зала помещена фотография: двое юношей склонились над грядкой картофеля и подсчитывают листочки на совсем еще маленьких растениях. Лица их серьезны и сосредоточенны. Это москвичи Глеб Державин и Ваня Кузнецов, страстные последователи методов вегетативной гибридизации. С огромным увлечением выводят они новые сорта картофеля. Дело в том, что, прививая один сорт растения на другой, можно гораздо быстрее вывести новый, улучшенный сорт, чем если делать это с помощью опыления. Иван Владимирович Мичурин применял этот метод и приходил к чудесным результатам. Его работу продолжил академик Лысенко. Несколько лет назад в одной из центральных газет была помещена его статья о вегетативной гибридизации. Державин и Кузнецов прочли ее и тут же решили поставить несколько опытов.
На участке Фрунзенской агробиостанции они вскопали грядку и посадили несколько клубней картофеля. Взяли разные сорта: «Раннюю розу» и «Коблер». Вскоре после того, как молодые побеги появились на свет, юннаты привили Коблер» на «Раннюю розу» и начали ухаживать за растениями. Они и поливали их, и прикрывали банками, и клали сверху мокрую солому. Велико было огорчение опытников, когда они убедились, что все их усилия пропали даром: растения не развивались. Чего - то они не учли, что - то недостаточно тщательно сделали, и это погубило все.
Подавив горечь разочарования, Державин и Кузнецов решили не отступать от своей идеи. Зиму они посвятили накоплению знаний. Читали статьи, о методах прививки, выращивали в горшках картофель и делали прививки исключительно ради тренировки. Весной начали новые опыты.
Долгие часы проводили юннаты в теплице, поглощенные своей работой. Прививки требуют предельной аккуратности. Очень бережно острой бритвой делаются необходимые срезы и надрезы у молоденьких растений. Нежные черенки вставляются в щелочки, сделанные на таких же нежных стебельках. В этом месте надо осторожно наложить бинт.
Мы говорим об этом в общих чертах. Но есть еще другие обязательные детали, составляющие кропотливую технику прививки. И вот Державин и Кузнецов сделали сто прививок. Взлелеяли, выходили растения и осенью получили шестнадцать гибридных клубней картофеля.
Победа? Да, большая победа.
Конец исканиям? Нет, не конец. В этом году нужно проверить, какими свойствами обладают гибриды. Надо убедиться, какие из гибридов взяли от своих родителей самые лучшие качества, действительно ли эти новые сорта картофеля высокоурожайны, не боятся болезней, рано поспевают, вкусны и питательны. Наконец, передадут ли они эти качества по наследству. Для этого придется посадить в грунт и гибриды и те сорта, от которых они произошли. За развитием каждого растения юннаты будут тщательно следить, записывая все свои наблюдения в дневник. Ведь многое зависит от условий воспитания гибридов. Осенью подведется итог.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.