Военный словарь

опубликовано в номере №354, февраль 1942
  • В закладки
  • Вставить в блог

Огневая точка. За этим названием скрываются весьма отличные друг от друга понятия. Во всяком случае, эта точка совсем не похожа на ту геометрическую точку, представление о которой мы получили еще на школьной скамье.

Боец с ручным пулеметом, из - за кустов расстреливающий короткими очередями наступающие цепи противника, - огневая точка. Станковый пулемет (один или группа их), поливающий свинцовым ливнем вражеские позиции, - это тоже огневая точка. Грозный миномет, сеющий смерть и разрушения в неприятельских блиндажах, скорострельная пушка, снаряд которой пробивает броню танка, - это также огневые точки. Короче говоря, огневой точкой называется всякое огневое средство, расположенное на позиции.

Иной раз точка разрастается до размеров весьма сложного и крупного сооружения из железобетона и стали, с мощными артиллерийскими установками, управляемыми при помощи совершенных приборов. Точка, представляющая собой последнее слово фортификационного искусства!

Такие точки в отличие от других, более подвижных, маневренных носят название долговременных огневых точек, или сокращенно ДОТ. Укрепления попроще, сделанные из материалов, находящихся под рукой, называются дерево - земляными огневыми точками, или ДЗОТ.

Долговременная огневая точка (ДОТ). Такие укрепления возводятся обычно в пограничных районах и в условиях затяжной, позиционной войны. Строятся они из особо прочных материалов, как железобетон, железо, броневая сталь. Все сооружение находится в земле. На поверхности выступают только стальные купола с амбразурами, через которые гарнизон ДОТ ведет огонь по противнику.

Чтобы разрушить ДОТ, требуются мощная по калибрам артиллерия (крупнее 150 мм) и соответствующих калибров авиабомбы. Эти средства, как известно, широко применялись нашей Красной Армией против укреплений пресловутой линии Маннергейма и привели к блестящим результатам.

Как устроены и вооружены ДОТ, мы можем судить, например, по сооружениям той же линии Маннергейма. Каких там только не было ДОТ! И совсем маленькие, вооруженные всего одним пулеметом, и настоящие крепости, с мощной артиллерией, с подземными ходами сообщения, убежищами для многочисленного гарнизона, боевыми казематами, наблюдательными пунктами, бронебашнями.

В зависимости от характера вооружения ДОТ бывают пулеметные, артиллерийские и пулеметно - артиллерийские (смешанные).

Дерево-земляные огневые точки (ДЗОТ) значительно уступают по прочности ДОТ. Это - сооружения полевого типа. В них нет ни железобетона, ни стали, ни других специальных материалов. Для постройки ДЗОТ, как правило, используются земля и дерево - отсюда произошло и название их.

Простота устройства ДЗОТ позволяет применять этот вид укреплений в условиях маневренной войны. Благо, материал для них можно найти всюду, а для того чтобы вырыть котлован, обложить его внутри камнем или бревнами, прикрыть сверху накатом из бревен и земли, не нужно много времени.

Немецко - фашистские войска, отступающие под натиском Красной Армии, пытаются зацепиться за каждый удобный рубеж. Где только можно, они стараются сильно укрепить свои оборонительные участки и с этой целью часто прибегают к устройству ДЗОТ.

Строят они ДЗОТ самых различных типов, видов и размеров. На некоторых участках Калининского фронта, к примеру, фашисты устраивали свои ДЗОТ следующим образом: отрывали котлован, стены которого выкладывали камнем, а сверху делали перекрытия из бревен в шесть накатов, причем промежутки между накатами заполняли камнями и землей. Такие ДЗОТ способны противостоять не только ружейно - пулеметному огню, но и минам и снарядам полевой артиллерии. Внутри ДЗОТ фашисты устанавливают один или несколько пулеметов, а то и орудие. Как и ДОТ, ДЗОТ тоже бывают пулеметные, артиллерийские и смешанные.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Взвод командира Дубова

Винтовка против автомата