На обочинах дорог, по которым отступает враг, среди разбитых машин, орудий и танков часто можно увидеть небольшие круглые металлические коробки. Они лежат в стороне, на видном месте, и обозначены вешками. Это немецкие мины извлеченные нашими саперами. Сейчас мины уже безвредны. Их подберут идущие вслед за передовыми частями трофейные команды. Потом из мины извлекут взрывчатое вещество и используют его против врага. Но пока мины в земле или в снегу, - осторожнее ступай, боец! Держи ухо востро, танкист! Путь проложит тебе незаметный герой, неутомимый охотник за минами, бесстрашный советский сапер.
Наши саперы не сталкиваются с немецкими лицом к лицу на полях сражений. Они действуют на расстоянии. И, тем не менее, между ними днем и мочью, ни на минуту не утихая, идет жестокая, смертельная борьба, такая же яростная и беспощадная, как у пехотинцев в рукопашной схватке, как у кавалеристов в лихой рубке.
Отступающий противник из кожи лезет вол, чтобы остановить или задержать продвижение наших частей. Лихорадочную деятельность развивают вражеские саперы. Они минируют дороги, мосты, подходы. В снегу, под милей зарыты маленькие круглые коробки. Их не видно. В них таится смерть. Горе тому, кто неосторожно ступит на еле заметный снежный бугорок, под которым спрятана круглая коробка!
... Пехота, преследующая противника, остановилась у минированной дороги. Дальше путь закрыт. Закрыт ли? Тут выступают на сцену саперы. Начинается молчаливое состязание с немецкими саперами, сделавшими дорогу непроходимой. Кто кого?
Несколько бойцов выстраиваются в ряд, в 3 - 5 метрах друг от друга. В руках у «их миноискатель - специальный аппарат, укрепленный на длинном держаке. По внешнему виду он похож на сачок, которым ловят бабочек. На головах у бойцов надеты наушники, соединенные с аппаратом проводами. Саперы «прочесывают» местность. Выставив вперед миноискатели, они обследуют каждый вершок земли. Метраж в 40 - 60 за разведчиками следует команда, которая должна обезвреживать найденные мины.
Вот идущий впереди услышал в наушниках резкий свист. Мина! Аппарат обнаружил под снегом металлическую коробку. Разведчик останавливается, ставит на том месте, где обнаружена коробка, знак и продолжает свой путь. Миной занимается уже идущий сзади. Он осторожно подкапывает мину, извлекает ее и вынимает взрыватель. Теперь мина безопасна. Такая же операция повторяется со второй коробкой, с третьей - и так до тех пор, пока на дороге не останется ни одной мины. Путь пехоте открыт!
Есть ли какие - нибудь определенные, готовые рецепты способов минирования? Конечно, нет, и не может быть! В этой области фашисты проявляют немало изобретательности и выдумки. Враг стремится усыпить бдительность советских саперов, обмануть их, направить на ложный путь. Нужно много инициативы, сметки и находчивости, чтобы не поддаться на провокацию, своевременно заметить западню. Как правило, любая уловка врага скоро разгадывается нашими саперами.
Сапер обнаруживает мину. Он обезвреживает ее и собирается, как это всегда делается, вытащить ее из - под снега. Но... в голову сапера закрадывается подозрение: слишком уж тонок слой снега над миной. Нет ли тут подвоха? Сапер не сразу вытаскивает мину. Он привязывает к ней длинный трос, отходит на приличное расстояние и тащит. Раздается взрыв. Оказывается, под первой миной лежала еще одна, соединенная с ней тонкой проволокой.
Об очередной немецкой «новинке» скоро узнали все саперы. В прежний метод разминирования внесена необходимая поправка: когда обнаруживают мину, проверяют, нет ли под ней еще второй.
Потребовалось как - то проверить дорогу, ведущую к деревне Воскресенке. Задачу эту поручили опытному искателю мин Астову.
Астов отрегулировал аппарат и двинулся в путь. Помахивая своим миноискателем, он прощупывая колею, обочины дороги, каждую кочку. На повороте дороги аппарат запищал. Очертив это место, Астов пошел дальше. За ним шли красноармейцы Илларионов и Зайцев. В том месте, которое отметил Астов, они стали осторожно раскапывать снег. Но вместо мины они обнаружили... пустую консервную байку. Немного поодаль миноискатель Астова снова подал сигнал. И на этот раз оказалась пустая жестянка.
- Ничего здесь нет, кроме всяких железок, - обратился к Астову Зайцев. - Стоит ли ковыряться?
Консервные банки показались Астову крайне подозрительными.
- Тут какой - то подвох. Надо искать...
Опасения бдительного сапера оказались не напрасными. Через несколько шагов он наткнулся на противотанковую мину. Консервные банки были закопаны для отвода глаз...
Существуют определенные системы расстановки мин: рядами, в шахматном порядке и т. д. Чаще всего применяется шахматная расстановка. В практике войны не раз доводилось иметь дело с вражескими минными полями, где мины были заложены с чисто немецкой аккуратностью, на определенном расстоянии одна от другой. К этой системе уже стали привыкать. Но вот сапер сержант Смердов идет в разведку, находит заминированный участок и неожиданно обнаруживает, что мины растыканы как попало: здесь - одна мина, туда дальше в сторону - три, совсем рядом - опять одна, потом две...
Нет, не случайный это беспорядок. В нем есть своя не лишенная остроумия система. Расчет у фашистов простой: всякую систему можно разгадать, а беспорядок не разгадаешь. Однако наши саперы сумели разгадать и «беспорядок».
На одном из участков Западного фронта отделение саперов под командованием сержанта Шерстюка производило ночью разминирование дороги. Обнаружив и обезвредив несколько противотанковых мин, саперы подошли к опушке леса, в котором засел противник. Дорогу преграждал лесной завал из ветвей елок. Такие завалы часто бывают в лесах. Ничего не стоило бы очистить его: один танк или тягач в миг растыкал бы ветви и освободил дорогу. Однако Шерсток категорически запретил делать это. Сержанту показалось странным, почему ветки лежат только на дороге, а по сторонам их нет. Разве деревья падали по заказу? Шерстюк взял длинную жердь и стал осторожно снимать одну ветку за другой. Под ними оказались три противотанковых мины. Если бы не бдительность сержанта, тягач или танк неизбежно подорвались бы.
Мин немцы не жалеют и тыкают их, куда только можно. Минируют они все, что под руку попадется: дом, печь, крыльцо у избы, разрушенный мост, минируют трупы лошадей, солдат. Известны случаи, когда фашисты минировали брошенные вдоль дорог исправные орудии, тягачи, даже своих раненых солдат.
Такие мины носят название «сюрпризов». Дверь дома, дверца автомашины, будто невзначай оброненный портсигар или кошелек тонкой проволокой соединены с минами. Стоит не в меру беспечному и любознательному бойцу взяться за ручку двери, поднять кошелек - последует взрыв. Конечно, серьезного урона эти мины причинить не могут. В худшем случае они поразят нескольких человек. Да немцам, собственно, не это нужно. Их задача - запугать бойцов, посеять среди них своеобразную «минобоязнь».
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.