Почти сто лет назад на улицах Пятигорска можно быль встретить отставного суворовского солдата гренадера Бутырского пехотного полка Илью Осиповича Попадичева.
Старик, согнувшись, медленно шёл. На вопрос, почему он так сгорбился, солдат обычно с гордостью отвечал, что «тяжело носить вот это». И он показывал на свои медали и боевые отличия на груди.
Попадичев имел медали за штурм Очакова, Измаила и Праги, за войну с турками, за 1812 год. Он участвовал также в итальянском и швейцарском походах. Старого служаку трижды ранили: под Аустерлицем и дважды во время войны с Турцией.
Попадичеву шёл сто первый год, но чувствовал он себя бодро.
Суворовская наука пошла впрок Попадичеву. Во время войны с поляками, поехав на фуражировку, за сеном и соломой для лошадей, он чуть было не попал в плен к полякам. Польские солдаты неожиданно напали на русских фуражиров, и Попадичев, выскочив по тревоге на улицу, попал прямо в руки поляку, схватившему его за волосы, так как каска Попадичева свалилась с головы.
Поляк повёл Попадичева в плен. Но удалой солдат сообразил, что ему надо делать. Он всегда носил за поясом пистолет. Выхватить его и взвести курок было делом одного мгновения. Грянул выстрел - поляк повалился, а Попадичев ускакал к своим, поднял тревогу и привёл на выручку конницу, заставившую отступить поляков.
...B 1799 году русские солдаты двинулись в Италию.
Быстрые марши и следующие за ними сражения привели к тому, что в течение нескольких недель Ломбардия была Очищена от французских войск. Русские солдаты передвигались днём и ночью, в жару и дождь, но, предводимые Суворовым, всюду били врага. Труднее других был швейцарский поход. Здесь приходилось бороться и с врагом и с природой.
- Горы были каменистые. Мы досадовали на скалы: они съедали нашу обувь. Но на Суворова не роптали, - говорил Попадичев. - Впереди нас шли егеря, а сзади их - наш полк и сводногренадерский батальон.
Спустившись, пошли по ущелью. Точно мы двигались в чертово гнездо: на каждом шагу натыкались на крутые обрывы, а внизу, в пропасти, реку ворочает, словно камни в пыль кто - то перемалывает. Теснота такая, что двум человекам в ряд идти тесно, а ветром как хватит, что не устоишь на ногах! Туман, словно кисель какой висит на плечах. На нас страшно было смотреть: Кругом ощипаны и оборваны, - зато штыки блестели.
Пробиваясь через кручи, перевалы, долины, сражаясь с опытным в горной войне противником, русские солдаты одолели и Альпы. В долине Иранца закончился швейцарский поход.
Отвага, выносливость, находчивость и преданность суворовского солдата своей родине долго ещё будут примером для нас. Усложнилась военная техника, изменились боевые приёмы, но осталась ещё и навсегда останется связывающая нас с суворовскими богатырями любовь к родине, верность своему долгу, уменье, храбрость и дисциплина - основа побед армии в боях.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.