Первым русским театральным преподавателем и балетмейстером, обучавшим дворовых людей «танцам и всяким потехам», был канатный плясун, «немчин» Иван Лодыгин. Это ему в 1629 г. при дворе царя Михаила Федоровича было положено государево жалованье за выучку 5 человек различным потехам для царского услаждения.
А первое театральное училище, в котором преподавалось искусство танца, было организовано в России в 1673 г. по распоряжению «тишайшего» царя Алексея Михайловича, любителя различных зрелищ и развлечений. Это училище находилось в знаменитой московской «Немецкой слободе». Жилось в нем ученикам, «мещан-детей» прескверно. В первый же год его существования они подали царю челобитную, в которой писали, что «корму нам ничего не учинено, и ныне мы, по вся дни ходя к нему, Магистру Ягану Готфрету, и учася у него, платьишком ободрались и сапожишками пообносились, а пить-есть нечего, и помираем мы голодной смертью...»
Вскоре этот «вуз» развалился, и балетные представления при дворе прекратились. Лишь при Петре I вновь возродилось преподавание танцев - «бесовской прелести», ранее преследовавшейся и проклинавшейся церковью старой Руси. Но постепенно танцы превратились в «основание доброго воспитания юношества».
На широкую ногу преподавание танцевального искусства было поставлено во время царствования Анны Иоанновны, вверившей в 1773 г. заботам танцмейстера Жована-Батиста Ланде обучение «12 русских детей: шести мужского пола и шести женского - для составления балетов в 12 персон комического и серьезного характера». Эта школа была учреждена в Петербурге, в Зимнем дворце, в двух покоях верхних апартаментов. И через несколько лет - в 1 742 г., уже при Елизавете Петровне, на сценах придворных театров заблистали в балетах первые русские танцовщики: Аксинья Сергеева и Топорков.
Эти небезынтересные факты о зарождении танцевальной школы и балетного искусства в России невольно вспоминаются в связи со 125-летним юбилеем одной из старейших русских балетных школ - хореографического техникума Большого театра СССР, отмеченного советской общественностью в ноябре 1934 г. История хореографической школы, впоследствии
техникума, одновременно является историей одного из замечательнейших балетов в мире - балета московского Большого театра.
В 1809 г. высочайшим указом повелено было открыть Московскую театральную школу для «усовершенствования российских спектаклей и балетов». В первый же год в школу было принято 30 воспитанников, преимущественно детей низшего обслуживающего персонала театра: кучеров, прачек, портних, капельдинеров и т. д. Единственным штатным учителем «танцевания» в год открытия школы был танцовщик Большого театра, иностранец Лефевр.
Школа должна была готовить свои кадры для императорского балета, ядро которого в то время составляла труппа крепостных артистов, купленная у помещицы Головкиной.
В 1812 г. в Москву из Петербургского императорского театра был переведен ученик замечательного балетмейстера Дидло, Адам Глушковский. С его именем связана постановка в театре ряда балетов, имевших большом успех, и выпуск нескольких хороших танцовщиц. К 1820 г. школа стала давать кадры в балетную труппу, но не совсем удовлетворяла театр. И директор Московского театра Кокошкин обратился в Петербург с ходатайством разрешить «увеличить труппу сюжетами», после чего вновь были куплены крепостные актеры у помещика Ржевского.
Первую выдающуюся танцовщицу - Сановскую - школа выпустила во второй половине 20-х годов. Сановская пользовалась огромной популярностью и была гордостью Московского театра.
Начиная с 60-х годов в качестве балетмейстера и педагога московской школы работал известнейший в то время в Европе Карл Блазис, оказавший большое и плодотворное влияние на русский балет.
В конце 80-х годов в школе работает старшим преподавателем, а в театре балетмейстером иностранец Жозеф Мевдес. С его именем связан впоследствии выпуск блестящих мастеров танца: А. Джури, Гейтен, Л. В. Рославлевой, затем Е. В. Гельцер, В. Д. Тихомирова, А. М. Балашовой, М. Мордкина, В. Коралли и др.
В 1898 г. Мендес уезжает из Москвы, и на его место приглашается из Петербурга А. А. Горский, поставивший огромное количество балетов на московской сцене, многие из которых и по сей день идут в Большом театре.
А. А. Горский укрепляет школу лучшими преподавателями: Волининым, Мордкиным. Тихомировым и др., - подготавливая прекрасную плеяду
новых артистов балета: В. Кригер, Л. Лащилина, М. Кандаурову, М. Рейзен, В. Смольцова, Л. Жукова, А. Абрамову, Л. Банк, Н. Подгорецкую, В. Кудрявцеву и др.
В послереволюционные годы балетную школу оканчивают Асаф и Суламифь Мессерер, Вера и Татьяна Васильевы, М. Габович, А. Жуков, И. Лентовский, И. Моисеев, А. Царман, А. Руденко, В. Галубин, М. Шмелькина, В. Будкина, О. Лепешинская, Г. Петрова и др.
Русский балет, некогда бывший украшением императорских театров и развлечением кучки привилегированной аристократии, сейчас сделался достоянием и одним из любимейших зрелищ широких масс трудящихся. Не в пример балету Запада, уже со второй половины XIX в. переживающему процесс упадка и вырождения, советский балет находится на верном пути к дальнейшему техническому и творческому росту. И московская балетная школа, отпраздновавшая свой 125-летний юбилей, пользуется наряду с ленинградской школой заслуженной славой лучшей и единственной в мире школы классической хореографии.
Правда, еще недавно постановка преподавания в московской школе оставляла желать лучшего. Школа не имела твердых программ, преподавание сводилось к передаче учащемуся технических приемов и навыков, укреплявшихся в практике. И лишь в 1931 г., С приглашением из Ленинграда нового руководителя, заслуженного артиста В. А. Семенова, школа сделалась неузнаваемой. Разработаны точные программы по общей системе балетного тренажа, в основу которой положен пересмотренный с точки зрения новейшей техники классический «экзерсис» (упражнение). Программа построена из расчета семилетнего курса обучения в подготовительной школе при вновь организованном хореографическом техникуме. Параллельно учащиеся проходят общеобразовательный курс семилетней единой трудовой школы.
Как обязательные предметы в школе введены занятия по классам поддержки, ритмики, физкультуры, музыки. Советскому балету нужен не только танцовщик, но танцующий актер, и школа вводит новый предмет - хореодраму, синтезирующую мастерство актера и танцовщика на базе системы театра им. Вахтангова. После окончания школы молодой артист может держать конкурсное испытание в балетную труппу Большого театра или перейти в хореографический техникум. Здесь на трех курсах ведутся занятия на режиссерско-балетмейстерском отделении, где готовятся кадры балетмейстеров, постановщиков для Большого театра и театров периферии, на отделении педагогическом, выпускающем кадры педагогов по хореографии, и исполнительском, где артист отшлифовывает свое мастерство.
Лучшие специалисты-педагоги: заслуженные артисты В. А. Семенов, А. И. Чекрыгин, А. М. Монахов, Е. И. Долинская, преподаватели Герд, Кожухова, Н. Тарасов, И. Моисеев, артисты театра им. Вахтангова: Рапопорт и др., - работают сейчас в хореографическом техникуме Большого театра СССР.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
Из дневника бригадира комсомольской геолого-поисковой партии