Она кивнула, не спуская с него настороженных глаз, и присела на скамью. Он опустился рядом, достал сигарету, соображая, как и с чего начать.
– Мы приехали сюда в сорок первом из львовского детдома. Перепада, Заремба, Ина Войнович, Наташа Гофман и я. Была война. Состав, в котором мы ехали, фашисты разбомбили. Только мы пятеро и уцелели из нашей группы.
В России уже зима стояла, а здесь было тепло, даже листья с деревьев еще не облетели. Наташа простудилась в дороге. Здесь ее долго лечили. Да так и не вылечили. Она потом от туберкулеза умерла.
– Умерла? – ахнула Ева. – Не может быть! Когда? – В сорок седьмом году.
Он помолчал, закуривая сигарету.
– Помню, как нас встречали. Оркестр, митинг, цветы. Хотели по семьям нас раздать, но мы не согласились. Мы уже тогда привыкли друг к другу, не представляли, как будем жить порознь. Так вот и оказались в детдоме. А ты у нас старшей пионервожатой была.
– Была? – переспросила Ева. Он проглотил подкативший к горлу колючий комок, кивнул и затянулся сигаретой.
– Трудное было время. Не хватало еды, одежды. Помню, нам зимой буденовки выдали. Co звездочками. Мы с ними потом и летом не расставались.
Девушка хотела что-то сказать, но он опустил ладонь на ее запястье.
– Я же говорил, не перебивай. Спрашивать потом будешь.
Где-то далеко-далеко заиграла музыка. Угомонившиеся было такаллики опять поднялись над озером.
– В городе пехотный полк стоял. Он только в сорок четвертом на фронт ушел. А тогда солдаты квартировались в нескольких медресе. Духовой оркестр у них был. Летом по вечерам на танцплощадке играл. Мы еще бегали смотреть, как взрослые танцуют. Девушек собиралось много, а парней не хватало, одни солдаты и офицеры. И был среди них Адам...
Теперь Ева смотрела на него, не отрываясь, жадно ловила каждое слово. Когда он произнес имя Адама, Ева вздрогнула. Он улыбнулся и мягко похлопал ладонью по ее запястью.
– Иногда ты тоже приходила на танцплощадку, но не танцевала, а, стоя возле ограды, смотрела, как кружатся пары. Однажды к тебе подошел офицер с лейтенантскими погонами на плечах. Это был Адам. Он пригласил тебя танцевать. Ты отказалась. Адам стал уговаривать. Мы стояли чуть поодаль и все слышали.
Ева низко опустила голову и отняла у него руку. Сквозь загар на ее щеках проступил румянец.
– Сначала он просил, потом стал настаивать. Схватил тебя за руку, хотел повести силком. И тогда мы не выдержали. Мы были мальчишками, но нас было трое, и мы готовы были пойти за тебя в огонь и в воду.
Наверное, Адам это понял. Он расхохотался и оставил тебя в покое. «С такими мушкетерами не пропадешь! – весело сказал он. – Смотри, как бы всю жизнь из-за них в невестах не просидеть!»
И вернулся на круг и через минуту уже танцевал танго с какой-то блондинкой. А ты смотрела ему вслед, и глаза у тебя были грустные-грустные...
– Неправда! – не поднимая головы, возразила она, но он, казалось, не слышал ее. Глядя вдаль, где теперь отчетливо поблескивали изразцовой облицовкой похожие на опрокинутые вверх дном пиалы купола медресе и увенчанные золотистыми шпилями минареты, он стремительно шел по дорогам памяти, непостижимым образом ставшей вдруг осязаемой реальностью.
– Если бы не война, жизнь в городе стала бы для нас сказкой. Такого я не встречал больше нигде. Лабиринты извилистых переулков, мощенные плитами зеленоватого мрамора улицы вдоль дворца Таш Хаули, разноцветные прямоугольники порталов мечетей и медресе, множество непохожих друг на друга минаретов, гулкая прохлада куполов караван-сарая, украшенные затейливой резьбой каратачовые створы ворот, цветная майолика, радуга стеклянной мозаики, слоновая кость, пожелтевший от времени резной ганч, многоголосая сумятица базара, отчаянные крики мальчишек-водоносов: «Ика-Буздинбалдин-су-у-у», – торжественная тишина залов летней резиденции шаха, хаузы в обрамлении тополей и поджумив, радушие и доброта дочерна загорелых людей – все это и в самом деле казалось волшебной сказкой. Но шла война, и над древним городом гремел по утрам голос Левитана: «От Советского информбюро...», – и с кирпичных стен медресе кричали транспаранты и лозунги: «Наше дело правое!», «Победа будет за нами», «Смерть фашистским оккупантам!».
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.