Кони чуткие храпят;
Вот уж он далече скачет;
Лишь глаза во мгле блестят...»
Мчится тройка, с ужасом вглядывается во мрак ночи гениальный поэт России... В вихрях метели появляется лицо августейшего жандарма - Николая I. Впереди - трусливая, убегающая фигура Дантеса с пистолетом в руках. Маска гробовщика. Рядом со смертью, уже протягивающей руки к своей жертве (ибо скоро грянет выстрел Дантеса), - женщина, заломившая в отчаянии руки. Это Натали, жена Пушкина. Слева, в верхнем углу, - образ горько плачущей молодой женщины, любимой героини Пушкина - Татьяны, олицетворяющей здесь, на картине, музу поэта.
Этот шедевр миниатюры принадлежит кисти одного из замечательнейших мастеров Палеха - заслуженного деятеля искусства Ивана Петровича Вакурова.
Как произошло это чудесное озвучение черной поверхности коробки?... Давайте проследим историю создания вакуровских «Бесов» по этапам.
Коробка сделана из папье-маше. Она долго «закалялась» в печи, покрывалась лаком, переходила из рук токаря в руки сушильщика, а затем и полировщика. Пока завершалась обработка «фона», лаковой основы будущей картины мастер вынашивал замысел.
Художника уже несколько лет волновали образ Пушкина, социальная судьба поэта, его трагический конец в мрачных застенках николаевской России. Перечитывая в сотый раз пушкинских «Бесов», Вакуров решил написать композицию на эту тему.
Забраковав несколько вариантов, художник нашел верное звучание всей системе образов и принялся за эскизы.
После того как контуры будущей картины были набросаны на бумаге, мастер взял в свои руки коробку.
Она стояла перед ним на столе сверкающая, крепкая как дерево. Но блеск мастер уничтожил пемзой: нельзя иначе писать красками - их «съест», «потушит» лак. Затем он стал, как говорят палешане, «творить» краски, т.е. приготовлять их по традиционным рецептам на яичном желтке. Потом покрыл белилами те части коробки, по которым пройдется кисточка. Лишь после этих длительных приготовлений (нельзя без них!) мастер начал умелой, выверенной долгим опытом рукой накладывать краски.
В руках Вакурова была тончайшая кисточка. Штрих за штрихом, иногда таким мелким, что его можно было рассмотреть лишь в лупу, он наполнял красочным, в буквальном смысле слова, содержанием схему рисунка. Скольких долгих часов ушло на то, чтобы нарисовать тонкое, поразительное своим замечательным сходством лицо Пушкина, передать заломленные в отчаянии руки Натали, самодовольное выражение лица у Николая I...
Близилась к концу третья неделя, а коробка еще не была готова.
Нарисовав картину, мастер покрыл всю коробку лаком (теперь краски крепко пристали к поверхности), просушил и вновь протер ее пемзой. После этих процедур он начал расписывать коробку растертым как акварельная краска золотом (оно поступает к мастеру в виде тонких листиков).
Золото играет в миниатюрах палешан особую роль. Золотом покрываются все светлые места картины. Этим придается необычайно; освещение вещи, она вся как бы поворачивается к солнцу. Затем вся миниатюра обводится золотым орнаментом, многократно полируется костью и, наконец, выходит из рук художника.
Прошел месяц, и чудесные «Бесы» Вакурова были окончены...
Такова история этой коробки.
История, рассказанная для того, чтобы показать всю сложность работы художников Палеха, создающих замечательные картины на коробках из папье-маше.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.