15 февраля в Москве открылся международный шахматный турнир. В нем участвуют 12 советских и 8 иностранных мастеров. Кто же они? Каков их путь и занимаемое место в шахматном мире?
Игре в шахматы - более двух тысяч лет, званию чемпиона мира по шахматам - менее семидесяти лет. Впервые оно было присвоено еще в 1866 г. австрийскому мастеру Стейницу, после того как он победил в матчах сильнейших шахматистов своего времени. В. течение 28 лет он удерживал это звание за собой, подтвердив его в полусотне матчей с сильнейшими из своих соперников. Но в 1894 г. 26-летний немецкий шахматист Ласкер вырвал у него победу в матче на первенство мира со счетам + 10 - 5 = 4. Реваншный матч в 1896 г. тоже выиграл Ласкер со счетам +10 - 2 = 5. Чрезвычайно интересен стиль игры Ласкера: Ласкер не только развил и углубил впервые созданную Стейницем современную, научно построенную теорию шахматной игры, но и внес в шахматную партию совершенно новый мотив психологической борьбы: тщательно изучая стиль игры каждого из своих противников, он подмечает его слабые стороны и стремится использовать их во время игры. Стиль его игры настолько индивидуален, что у него нет прямых последователей. В качестве чемпиона мира он выступал в целом ряде международных турниров, где почти неизменно завоевывал первое место (7 первых призов и 2 вторых). Эти турнирные его успехи и победы в матчах, из которых только два (с Шлехтером и Яновским) окончились вничью, создали впечатление его непобедимости. Он сам считал, что вполне овладел искусством шахматной игры. Все реже и реже он выступал в турнирах и думал оставить шахматы, так и не потерпев поражения. Однако в матче на первенство мира с Капабланкой в Гаванне (1921 г.) при счете - 4 = 10 он, не заканчивая состязания, признал себя побежденным. После этого он еще три раза выступил в трех крупнейших международных турнирах, где добился блестящих результатов (первый приз в Остраве Моравской в 1923 г. и в Нью-Йорке в 1924 г., второй приз в Москве в 1925 г.), причем в последних двух он оказался выше чемпиона мира. Затем он оставляет шахматы и занимается философскими и литературными трудами. В 1933 г., после прихода фашистов к власти, он уехал из Германия и снова вернулся к шахматам в возрасте, когда большинство шахматных мастеров сходит с международной арены на покой и, после почти десятилетнего перерыва в серьезной турнирной практике, он выступил в цюрихском международном турнире 1934 г., где несмотря на исключительно сильный состав участников завоевал пятый приз (ниже Алехина, Флора, Эйве и Боголюбова). Этот успех свидетельствует, что он и в настоящее время является опасным противником.
Кто же такой Капабланка, захвативший шахматное первенство мира, уроженец Кубы? Он уже с пяти лет научился играть в шахматы, а в 12 стал чемпионом своего острова; по окончании университета в 1909 г. завоевал первенство Америки, выиграв у Маршаля матч и затем, начиная с 1911 г., выступал в ряде американских и европейских турниров, в которых, за исключением второго приза о 1913 г. в Гаванне (ниже Маршаля) н в 1914 г. в Петербурге (ниже Ласкера), неизменно завоевывает первый приз. Встретившись, наконец, в 1921 г. с Ласкером и став чемпионом мира, он несколько отошел от шахмат. В течение шести лет он не сыграл ни одного матча и участвовал лишь в четырех международных турнирах (2 первых приза, 1 второй и 1 третий). Благодаря исключительно позиционному стилю игры, огромной технике, хладнокровному отношению к исходу партии Капабланка чрезвычайно редко проигрывает партии, но зато делает многочисленные ничьи. Это не удивительно: если у него есть хоть какое-нибудь преимущество, он методически доводит партию до выигрыша, но раз преимущества нет, он не пытается запутать положение, для того чтобы половить рыбку в мутной воде, а спокойно и уверенно ведет к ничьей. Точность его игры сравнивали с точностью часового механизма, и он сам находил, что техника так развилась, что шахматам угрожает «ничейная смерть». Однако в 1927 г. потерпел поражение от Алехина, переигравшего в этом матче Капабланку в его же собственном позиционном стиле (счет +6-3=25 - исключительное число ничьих). После этого поражения Капабланка продолжает выступать со значительным успехом в ряде небольших турниров, продолжая занимать высокие места на международных турнирах. Флор появился в 1928 г. в качестве представителя Праги. Он быстро привлек к себе внимание силой своей игры в легких партиях: ему устроили несколько встреч с мастерами, участника турнира, которые почувствовали в нем неожиданно сильного противника. Вскоре он получил приглашение участвовать в турнире Рогач - Зауербруне где он завоевал второй приз. Это был первый успех, а последовавший затем ряд крупных достижений выдвинул его в ряды сильнейших представителей молодого поколения европейских мастеров. До 1932 г. он был еще одним из многих; однако полученный им в этом году без единого поражения первый приз в Гастингсе, дележ первого и второго призов в Салиаке и в Берне, второй приз в Лондоне (ниже Алехина), выигрыш матча у Султан-Хана и сведения матча с Эйве вничью вдвинули его в число кандидатов на мировое первенство. Первый приз в гастингском турнире 1933 г. (выше Алехина), второй приз в цюрихском турнире 1933 г., где Алехину лишь во второй половине турнира удалось обогнать его на одно очко, и дележ первого и третьего призов в гастингском турнире 1934 г. (выше Капабланки) только подтверждают эту оценку. Стиль игры Флора весьма близок к стилю Алехина - это атакующе-комбинационный стиль, основанный на прекрасной позиционной игре. Сейчас Флору 26 лет, и он не сказал еще своего последнего слова.
Представители молодого поколения мастеров, из которых выдвинулся Флор (Чехословакия), Лилиенталь (Венгрия), имеющий уже такие достижения, как первый приз в Барселоне и Будапеште, чемпион Швеции Штальберг, выигравший матч у Шпильмана и Нимцовича, и Пирч (Югославия), зарекомендовали себя в ряде международных соревнований как опасные соперники старшего поколения мастеров. Среди представителей старшего поколения австрийский мастер Шпильман является весьма значительной фигурой. Участник более чем 50 международных турниров и многочисленных матчей, он неоднократно добивался блестящих успехов, получая первые призы, выигрывая матчи у серьезнейших противников. Хотя острая комбинационная, рискованная манера его игры приводила его иногда и к значительным неуспехам, его нельзя не считать претендентом если не на первый, то на один из первых призов.
Умение играть в шахматы у женщин не было редкостью до XVII в., после которого женщины-шахматистки встречаются все реже и реже, пока, наконец, в XIX в. не возникает предрассудок, что женщины по своей природе неспособны к шахматной игре. Однако в настоящее время эта ложная точка зрения опровергается как количественным ростом шахматного женского движения у нас в СССР, правда, относительно слабым в квалификационном отношении, так и значительными результатами, достигнутыми некоторыми женщинами - шахматистками Запада. Наиболее выдающейся в этом отношении является женщина, чемпион мира, Вера Менчик, которая принимает участие в международных соревнованиях наравне с крупнейшими западными мастерами, причем неоднократно добивается хороших результатов (Скарборо 1928 г. - 50% выигранных партий, Марибор 1933 г. - третье место, выше Шпильмана).
Из советских шахматистов в московском турнире принимают участие следующие 12 мастеров.
Чемпион СССР мастер Ботвинник, о международном классе игры которого говорить не приходится, о нем достаточно убедительно говорят ничья в матче с Флором, первое место в ленинградском международном турнире 1934 г. (участвовали Эйве и Кмох) и дележ пятого и шестого с Лилиенталем в гастингском турнире 1934 г. О шахматном пути его и стиле игры, близком стилю Капабланки, писалось достаточно. Отметим только, что он отличается большим хладнокровием и цепкостью в защите самых тяжелых положений.
Заслуженный мастер Романовский начал выступать в соревнованиях с 16 лет, когда занял место непосредственно за призерами в петербургском турнире любителей 1909 г., но значительных успехов достиг уже в послереволюционную пору: дважды занимал во всесоюзных турнирах первое и дважды второе место, имел звание чемпиона СССР, о международном московском турнире 1925 г. разделил седьмой и восьмой призы. Будучи представителем гипермодернизма, он является блестящим комбинационным мастером, вследствие чего его партии часто получали призы за красоту. Киевлянин Богатырчук - один из сильнейших шахматистов Советского союза. Несмотря на то что его профессиональные занятия (он врач) не дают ему возможности участвовать в целом ряде соревнований, он является представителем чигоринского комбинационного стиля. Ленинградские мастера Ливенфиш и И. Рабинович еще до революции выступали в ряде международных соревнований, добиваясь в них крупных успехов. После революции участвовали в ряде всесоюзных турниров, неизменно выдвигаясь на первые места. Оба выигрывали несколько раз первенство Ленинграда. Стиль игры Левенфиша комбинационный, но на строго позиционной основе. Стиль же Рабиновича строго позиционный.
Одним из претендентов на первенство СССР надо считать Рюмина, выигравшего первенство Москвы в 1931 г., о 1934 г. на VII всесоюзном турнире занял второе место (за Ботвинником, которому удалось обогнать его только в последних турах). В международном турнире в Ленинграде в 1934 г. поделил второе и третье места с Романовским. Но наряду с этими успехами имел ряд неудач. Стиль его игры весьма оригинален и близок к комбинационному, он избегает шаблона в дебюте, попадая иногда даже из-за этого в тяжелое положение. Преследуемый в последнее время неудачами, ленинградец Алаторцев - шахматист остро комбинационного стиля, вкладывающий в свою игру много темперамента и энергии. Выдержанный позиционный игрок Лисицын, обладающий высокой техникой и тонким знанием эндшпиля, предприимчиво играющий в остро комбинационном стиле Чеховер, доходящий иногда до несолидной, авантюрной игры, и позиционно играющий москвич Кан, несомненно, являются мастерами международного класса игры. Кроме того дополнительно введены Рагозин (Ленинград) и Гоглидзе (Тифлис). Что же можно сказать о возможном распределении мест еще до начала турнира? Весьма вероятным первым призером нужно считать Флора. Однако благодаря участию двух эксчемпионов мира - Ласкера и Капабланки, которые, наверняка, окажутся в числе первых шести призеров, и составу остальных участников турнира такая победа будет далеко не легким делом. Советские мастера - и в первую очередь Ботвинник, - несомненно, примут участие в борьбе за первые места в турнирной таблице. Вообще этот турнир является самой значительной встречей представителей двух шахматных миров после московского турнира 1925 г., и понятен тот напряженный интерес, с которым вся советская шахматная общественность ждет результатов этой встречи авангардного отряда своих мастеров с лучшими представителями шахматного искусства Запада.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.