Его работы широко известны. Кто не помнит портреты Юрия Гагарина, ткачихи Валентины Голубевой, целую галерею прекрасных женских лиц, и даже один раз увиденные тихие, уютные пейзажи России навсегда остаются в памяти зрителей.
Александр Шилов. Встреча с этим мастером – прежде всего прикосновение к яркому, порой неожиданному мировосприятию и таланту самого художника. В каждой новой работе Шилова чувствуется, что кисть его становится все уверенней и все отчетливей звучит главная тема – любовь к людям, любовь к Родине, к ее природе. Любовью наполнены полотна Шилова, словно в каждое из них вложена частичка сердца художника. Его работы не рождают пассивную созерцательность, они не могут не волновать. Они будят мысль, будоражат воображение, заставляя снова и снова возвращаться – мысленно или зримо – к лицам, пейзажам, натюрмортам. Равнодушно пройти мимо них нельзя, потому что в первую очередь неравнодушен сам мастер. Его творчество наполнено неуспокоенностью, постоянной неудовлетворенностью. Он словно бы опасается остановиться на уже однажды достигнутом.
– Художник учится всю жизнь, – говорит Александр Шилов. – Но искусство – это не просто постоянный поиск, это прежде всего заранее намеченный путь, по которому нужно идти. Если всю жизнь искать свой путь, можно так и остаться в процессе поиска...
Время доказывает, что свой путь в искусстве Шилов нашел. Для этого достаточно посмотреть на некоторые из его последних работ.
Он по-прежнему привержен к школе старых мастеров. Так же четко выписаны малейшие детали предметов, так же с реальной достоверностью изображены люди. Но сегодня по углубленности и творческой расширенности тематики художника кажется, что каждый холст его – размышление о сделанном и о том, что ему еще предстоит сделать.
Александра Шилова всегда привлекали люди. Молодые и старые, известные на всю страну и люди, с которыми художник встречался на улицах городов и деревень. И вот новые лица. Лица наших современников. За частностями жизни и судьбы отдельных и очень разных людей мы видим философское обобщение жизни общества в целом. По мнению художника, главное в портрете – документальность. Потому что именно портрет сохраняет потомкам образ нашего современника, доносит до них дух нашей эпохи. Нравственной красотой народа, красотой жизни словно бы наполнены его полотна. В каждом человеке, в его, вероятнее всего, огромном духовном мире художник видит и чувствует красоту и одухотворенность русского человека. И, может быть, не зря у художника человек так неотделим от природы, гармоничен с ней. Ведь это такое естественное единение с миром, в котором он живет.
Старики. Часто не замечается печальное время их угасания. Порой кажется, что у них остались только воспоминания от когда-то насыщенной, полнокровной жизни. Внимательны ли мы к ним, вникаем ли в их заботы, прислушиваемся к мудрости, выверенной годами? Обращаясь к образу человека на закате жизни, художник внимательно и ласково относится к модели, стараясь не только точно запечатлеть облик, но и размышлять о старости тела и молодости духа. Лицо покрыто тонкими морщинами, чувствуется накопленная годами усталость, но при этом какой теплый, жизнерадостный, даже озорной взгляд у стариков, изображенных Шиловым. Какой поистине молодой энергией, жизнерадостностью и жизнелюбием наполнены их сердца!
Вот еще один из новых портретов Александра Шилова. «Дирижер». Сосредоточенное лицо сильного духом человека, крепкие, знающие нелегкую работу руки. Звенящая напряженность исходит от портрета. Это словно зримый облик музыки, которой он дирижирует, а выражение лица и напряженность рук – разве это не готовность отдаться неукротимому творческому порыву?
...И снова спокойная задумчивость пейзажей художника. Как трепетны и лиричны эти кусочки природы, какой теплотой озарены деревья, трава, реки, луга, поля!
Большой дар художника и человека – освещать любовью и сердцем все то, к чему он прикасается.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.