Подобные примеры нередки. Отчего получается, что усилия комсомольских активистов порой не дают предполагаемого эффекта? Думается, главная причина этого явления – в неопределенности поставленных целей. А ведь глубокое, детальное видение цели – один из главных показателей компетентности комсомольского работника.
Недавно довелось беседовать мне с двумя только что избранными групкомсоргами. Задал я им один и тот же вопрос: «Через год вам предстоит отчитываться перед своей комсомольской организацией. Каких итогов вы предполагаете достигнуть, каким видите конечный результат?» Первый, Сергей, вообще ничего не ответил, он даже не понял сути поставленного вопроса. А Володя сказал: «Если через год мне удастся сплотить своих ребят, создать сильный, боевой коллектив, то я буду считать, что достиг поставленной цели».
С четким представлением о цели связано и содержание планируемых дел. Тот же Володя рассказал мне, что сплочению группы способствовали коллективные дела – именно их он поставил во главу угла, распределяя поручения. К чести секретаря цеховой комсомольской организации, он учел Володины предложения и дал группе коллективное задание: шефство над воспитанниками школы-интерната.
Конечно, групкомсоргу, особенно начинающему, бывает порой трудно самому сформулировать цель предстоящей работы. И вот здесь на помощь ему должен прийти комитет комсомола. Но помощь его только в том случае окажется действенной, если комитетчики хорошо знают положение дел в цехах и в молодежных коллективах. Без этого знания не может быть и речи о компетентном руководстве.
...Идет заседание заводского комитета комсомола. Слушается вопрос о соревновании комсомольско-молодежных коллективов. Выступают бригадиры, групкомсорги: наболевших проблем много. Когда приходит время для заключения, а это обязанность секретаря комитета комсомола, он несколькими общими фразами говорит о том, что, мол, «соревнование идет неплохо, но его надо все-таки активизировать». Ни попытки анализа, ни оценки высказанных предложений – ничего этого нет в выступлении секретаря, поэтому и слушают его присутствующие вполуха.
Такая беспомощность объясняется тем, что он только в последний момент, буквально за час до начала заседания комитета, пролистал справку и проект постановления. Побывай накануне секретарь в цехах, побеседуй с комсомольцами, руководителями, выясни больные вопросы, совсем по-другому – убедительно, грамотно, компетентно – зазвучало бы его выступление на комитете.
Что же такое компетентность? Словари определяют ее как знания и опыт работника в той или иной области. Комсомольская работа – это работа по сути своей прежде всего воспитательная. Здесь не обойтись без знания основ педагогики, социальной психологии, прикладной социологии. «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, – говорил К. Д. Ушинский, – то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях». Комсорг, не знающий своих комсомольцев «во всех отношениях», то есть не представляющий их интересов, запросов, увлечений, наконец, характеров, вряд ли станет для них авторитетом.
А вот другой пример. Молодой инженер после года пребывания на заводе избирается секретарем комсомольской организации цеха. До этого как инженер он обладал довольно высоким уровнем компетентности. Ему казалось, что и новая должность не вызовет особых трудностей. Но эта новая сфера деятельности требует знаний, совершенно отличных от инженерных. Человеку за очень короткий срок приходится овладевать фактически новой профессией. И прав секретарь комитета ВЛКСМ объединения «АвтоЗИЛ» Е. Кузьмин, когда утверждает, что вновь избранному комсоргу необходимо умение наращивать знания буквально в прогрессии. Такое по силам только тому, у кого есть склонность к общественной работе, желание оправдать доверие товарищей.
Обратим внимание и на еще одну важную грань компетентности комсорга – это его умение организовать молодежь. Тут нужны не только способности, но и навыки науки управления. Готовится, например, отчетно-выборная конференция. Нужно учесть десятки вопросов, секретарь комитета держит их на контроле, но в самый ответственный момент оказывается, что очень важное упущено и ничего уже нельзя поправить. Если же заранее разработать схему подготовки собрания, конференции, в ней можно учесть все.
Без научной организации труда комсоргу сегодня не обойтись. Внедрять НОТ – это значит научиться эффективно, с высокой отдачей работать. И начинать нужно с четкого распределения обязанностей, вопросов, входящих в компетенцию того или иного комсомольского активиста. В. И. Ленин писал, что «если человек... не знает своих обязанностей, то отдача в его деятельности будет незначительной». Хотелось бы в этой связи сослаться на пример, который приводится в материале о комсомольской организации завода «Кузбасс-радио». Секретарем комсомольской организации цеха избирают человека, от этой работы далекого. Никто не удосужился объяснить новичку круг задач, ввести в курс дела. Чем конкретно ему предстоит заниматься – он может только догадываться. Вот и пришлось ему действовать вслепую, методом проб и ошибок. Некомпетентный комсорг своей беспомощностью дискредитирует в глазах комсомольцев всю цеховую организацию – вот что печально.
Но меня в этой истории гораздо больше волнует другое, а именно та легкость, с которой руководители заводского комсомола решили судьбу молодого, неопытного комсорга, взвалив только на одного его неокрепшие плечи всю вину за развал работы в цехе. Я считаю, что точку в этой истории ставить рано, и комитет комсомола обязан вернуться к персональному делу Олега, подойдя к его рассмотрению не только с позиций критики, но и в не меньшей степени самокритики.
Неумение вожака организовать работу свою и своих коллег ведет к потерям и моральным. Вспоминается такой эпизод, правда, из жизни не первичной организации, а райкома ВЛКСМ.
...К двум часам дня на бюро были приглашены ребята, вступающие в комсомол. Вопросов на бюро предстояло обсудить много, вдобавок еще персональное дело всплыло неожиданно, и получилось так, что будущие комсомольцы чуть ли не четыре часа простояли в коридоре. Когда же ребята, наконец, зашли в кабинет, уставшие члены бюро задали им по два-три совершенно ничего не значащих вопроса. А затем секретарь скучным голосом поздравил их со знаменательным событием. Одна из девочек, побывавшая в тот день в райкоме, так расстроилась, что дома даже плакала. Бабушка ее, старый коммунист, рассказала мне, что внучка несколько месяцев с волнением ждала дня вступления в комсомол, готовилась к нему, как к самому торжественному событию. Но, к сожалению, в этот день девочке и ее товарищам преподнесли урок черствости, невнимания. Я говорил потом об этом с секретарем того самого райкома. Он искренне удивился. Закрученный делами, неспособный организовать свою работу и работу аппарата, секретарь этот даже и не задумывался о последствиях своей некомпетентности.
Компетентности можно и нужно учить. Скрупулезный анализ работы, занятия в школе комсомольского актива, деловые игры – все это способствует повышению компетентности комсоргов. А главное – это научиться ставить конкретные цели работы и добиваться их осуществления. У компетентного комсорга слово никогда не разойдется с делом.
Итак, вы прочитали еще один блок материалов, посвященных важным проблемам комсомольской работы.
Очень хочется надеяться, что вы, уважаемые читатели, продолжите начатый нами разговор. Давайте вместе, сообща поразмышляем: из чего складывается авторитет комсомольского руководителя? Какими человеческими качествами, на ваш взгляд, должен он обладать? Было бы интересно узнать ваше мнение о том, каким представляется вам комсорг восьмидесятых годов. Если рядом с вами живут и работают комсорги, с которых вам хочется брать пример, расскажите о них: ведь добрый след, оставленный таким человеком в вашей судьбе, может продолжиться и в судьбах многих других людей.
Ждем ваших писем.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.