Приз «Смены» – певцу из ФРГ

Константин Кокошкин| опубликовано в номере №1307, ноябрь 1981
  • В закладки
  • Вставить в блог

Ему тридцать лет. Спокойный, симпатичный, доброжелательный парень. Его обаянию поддаешься сразу, и, может, поэтому к нему как магнитом тянуло журналистов, аккредитованных на VII фестивале «Красная гвоздика» в Сочи.

Бернд Келлер, певец из ФРГ, приехал на «Красную гвоздику», чтобы поделиться своей тревогой за судьбу мира, рассказать об этом языком песни, звучащей яростным протестом против опасности новой войны, бешеной гонки вооружений, против неофашизма.

Петь стал лет в семнадцать. Тогда, учась в художественном училище, примкнул к самодеятельному ансамблю, исполнявшему музыку в стиле «скиф». Ребята пели песни Боба Дилана, Джоан Баэз и других, в основном зарубежных авторов. Нужен был человек, умевший делать художественные переводы текстов на немецкий язык. Этим занялся Бернд как наиболее подготовленный в группе. Вслед за переводами появились и собственные стихи. Был конец шестидесятых годов, когда в ФРГ и по всей Европе поднялась волна молодежного движения, так что недостатка в актуальных темах для стихов не было. Там же, в ансамбле, его научили играть на гитаре, с которой он не расстается по сей день. Вскоре в репертуар ансамбля вошли песни, написанные самим Берндом. Ребята выступали перед школьниками, студентами, молодыми рабочими. Первым большим событием в своей музыкальной жизни Бернд считает участие в традиционном фестивале авторской песни в местечке Вальдэк в 1969 году. Сюда, в живописный старинный замок, съехались музыканты различных направлений и стилей. В тот год под древними сводами звучали песни политического содержания. Там Бернд встретился с одним из ведущих рабочих певцов Германии, Дитером Зюверкрюпом.

В 1971 году Келлер вступает в Германскую коммунистическую партию. С этого момента вся его творческая жизнь подчинена делу партии. Он оформляет партийные газеты и журналы, выставки, рисует плакаты. Выступает с ансамблями и сольными концертами во время маршей мира, федеральных выборов, в партийных ячейках, в молодежных клубах, на профсоюзных собраниях.

В 1977 году Келлер организует трио политической песни, которое просуществовало полтора года. «Потом все участники пошли своими творческими дорогами», – поясняет Бернд. Продолжая традиции Ганса Эйслера, современных латиноамериканских певцов, используя достижения современной рок-музыки, трио создает новую политическую песню-плакат, национальную по форме, острозлободневную по содержанию.

В январе 1980 года Келлер – среди организаторов нового общественного движения «Рок-музыка против правых». Это движение явилось общей политической платформой для музыкантов различных взглядов и направлений. Главная его Цель – привлечь молодежь к борьбе против гонки вооружений, активизации неонацизма, за мир и демократию.

Одна из важнейших задач, стоящих перед политическими певцами в Федеративной республике, – борьба за свою аудиторию. «Какое влияние на людей оказывает коммерческая музыка, вы знаете, – говорит Бернд. – И теперь представьте, в какой обстановке приходится работать нам, когда все средства массовой информации многократно усиливают эту «музыку» и вдалбливают в души людей. На радио и телевидение дорога нам практически закрыта. Чтобы записать свой «миньон», мне пришлось платить большие деньги, а зарабатывает политический певец отнюдь не как эстрадная звезда. Но все же людям надоедают бездумные шлягеры, и они хотят слушать песни, захватывающие своим содержанием. Многие певцы, выступавшие в развлекательном жанре, приходят к политической песне, среди них – известный певец и композитор Ханес Вадер. Конечно, они теряют выгодные контракты, уходят с телеэкранов, но зато их песни делаются нужными людям, они получают свою преданную аудиторию».

Бернд Келлер считает, что главное в его песнях – личное отношение к общественным событиям и чем быстрее он откликнется на происходящее, тем большее воздействие окажет песня. Вот один небольшой пример. Когда в Никарагуа шла война между восставшим народом и сомосовской диктатурой, по телевидению ФРГ показали документальный фильм о гибели американского журналиста Уильяма Стюарта. На экране было хорошо видно, как тот подходил к цепи гвардейцев Сомосы, пытался заговорить с ними и как затем один из гвардейцев в упор стрелял в журналиста. На этом фильм заканчивался, и далее шел лицемерный, лживый комментарий о том, что якобы журналиста убили вовсе не сомосовцы, а партизаны. Бернд рассказывал, что его возмутила эта откровенная ложь и он решил немедленно написать песню под названием «Неоконченный фильм», в которой открыть людям глаза на то, как их беззастенчиво обманывают. И так всегда: события откладываются в голове, назревают вопросы, требующие творческой обработки, рождается музыка – начинает жить песня.

Келлер был на фестивалях в Дортмунде, Берлине, но «Красная гвоздика» – особенный: Бернд впервые в нашей стране. «Когда в первый день приезда я решил разучить русскую песню, – рассказывает он, – мне многие пытались хоть чем-то помочь. Я очень удивлялся: почему, зачем? А потом понял – это характер народа. Доброжелательность – главная черта советских людей! Огромное спасибо вам за то, что мы смогли собраться все вместе. Мы приехали не за тем, чтобы определить, кто лучший певец за мир. Такого просто не существует, главное – чтобы нас было как можно больше. Мы приехали с одной главной целью – слить свои голоса в общую песню борьбы, чтобы ее услышали во всех уголках земного шара, ведь «петь – значит бороться», как сказал чилиец Роландо Оланкор. И эту цель мы достигли».

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

В кривом зеркале

Со старшим научным сотрудником Ленинградского музея истории религии и атеизма, кандидатом искусствоведения Яковом Шурыгиным беседует наш специальный корреспондент Василий Кондратьев