«Играю я, играют все…»

Андрей Баташев| опубликовано в номере №1306, сентябрь 1981
  • В закладки
  • Вставить в блог

– Тренер никогда не требует от нас того, что неприятно самому футболисту, – поддерживает товарища Владимир Гуцаев. – Он не говорит, на какой минуте снизить темп, на какой увеличить. Мы чувствуем: он верит в нашу интуицию, а значит, и в нас.

Как же воспитывают «звезд» в тбилисском «Динамо»? Думаю, что ни в физической, ни в технической, ни в тактической подготовке у тренеров тбилисцев нет особых секретов. Главное достоинство этой школы, на мой взгляд, бережное отношение к игроку, умение увидеть в спортсмене его сильные стороны, развить их и доказать ему самому, что он талантлив. Поэтому-то после каждой игры, после каждой тренировки Ахалкаци не пропускает случая обратить внимание игроков на все их большие и маленькие удачи...

Если в жизни кого-то из ребят происходит радостное или трагическое событие, тренер никогда не требует от своего ученика, чтобы тот, подавив в себе естественные человеческие чувства, продолжал тренироваться, как автомат. В такой день все футболисты садятся в автобус и едут в тот дом, в ту семью, где они нужны, чтобы разделить радость или горе...

Несколько лет назад я все допытывался у ветерана команды Пируза Кантеладзе, чем же все-таки берет Ахалкаци. И Пируз (он тогда играл последний сезон) рассказал мне такой эпизод:

– В последнем матче я плохо сыграл в первом тайме. В перерыве в раздевалку входит Ахалкаци, топчется около меня, ничего не говорит. А потом вдруг рядом оказался молодой защитник. И Ахалкаци стал разбирать его ошибки в тактике. Но я-то понял, что говорил он все это для меня... Иногда тренер делает вроде бы незначительные, необязательные замечания. Я догадываюсь зачем: чтобы незаметно дать нам передохнуть...

О подобном проявлении тренерского такта говорил мне и дебютант команды Заур Сванадзе, который всего первый сезон выступает за основной состав «Динамо»:

– Утром мы вышли на зарядку перед очередной встречей. А Ахалкаци в тот день прилетел из Голландии, где смотрел игры «Фейеноорда». И вот проходит он мимо, вроде даже и не смотрит на меня, и вдруг я слышу: «Тебе сегодня не надо ничего делать. Просто так погуляй»... Я действительно чувствовал себя усталым, сказать же об этом не решался. А тренер сам обо всем догадался. Понимает он футболиста, будто читает, что у него внутри...

...Да, конечно же, характеры динамовцев Тбилиси раскрываются в игре, в том, как они мыслят, чувствуют, действуют на зеленом поле. Но одного этого все-таки мало, чтобы составить себе представление о том, каковы они вне стадиона. Для этого нужно знать, что все они или уже получили высшее образование, или учатся в институтах; что, скажем, Александр Чивадзе – экономист по профессии; что Отар Габелия учится в Грузинском институте субтропических культур и собирается стать агрономом-чаеводом; что выпускник юридического факультета Тбилисского университета Давид Кипиани все свободное время тратит на изучение специальной литературы, так как «юрист – это профессия, где каждая ошибка может очень дорого обойтись людям»; что студент юрфака Владимир Гуцаев мечтает вырастить сад, привести туда друзей и подарить им выращенные собственными руками виноград и цветы...

...Когда футболисты разъезжаются по домам, отовсюду звучит музыка. И в этом разнообразии приглушенных мелодий слух отыскивает ту, на которую ложатся слова: «Танцую я, танцуют все». И я думаю, что сегодня они могли бы прозвучать иначе: «Играю я, играют все...»

И снова в моей памяти всплывают слова Ахалкаци:

– Все, что имеет аудиторию и доставляет радость людям, – это искусство. Значит, и футбол может быть искусством...

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены