Комкор покачал головой:
– Полбин, Полбин, неисправимый ты человек. Ладно, налет на станцию разрешаю. Только аккуратно. И еще вот что, сам особенно не рискуй. Ты нам живой нужен, понял?
На следующее утро полковник Полбин докладывал:
– Товарищ генерал, налет на станцию прошел успешно. Застали фашистов врасплох. В такую погоду они нас не ожидали. Даже заградительного огня не сумели организовать. В общем, станция горит. У меня потерь нет. Фотоснимки через час получите... Готовлю новый удар. Вечером будем накрывать большой аэродром. Там бомбардировщики пасутся.
– Хорошо... Спасибо, комдив, – прозвучал в телефонную трубку голос генерала. – Сейчас же доложу командующему о вашем вылете. А уж он решит, казнить вас или миловать...
За успешный вылет и отличные результаты командующий объявил Полбину благодарность.
Для Полбина слились воедино дни и ночи. Чуть ли не круглосуточно находился он в полках дивизии. Учил пилотов точному бомбометанию с пикирования, работать в воздухе ночью, проводил разборы полетов, ни на один день не забывал, что он не только командир, но и летчик. Однажды, произведя тщательную разведку объекта противника, Полбин возвращался на родной аэродром. Вдруг навстречу ему вышли из облаков два истребителя «Me-109». Видимо, фашистские летчики не сомневались в легкой победе над одиночным бомбардировщиком и шли на Полбина в лоб. Уклоняться от воздушного боя было не в его характере. И он атаковал немецкий истребитель. Блестящим маневром зашел фашисту в хвост и с короткой дистанции дал длинную очередь из крупнокалиберного пулемета.
– Ну что, гад, получил?! – крикнул Полбин вслед объятому пламенем и падавшему на землю вражескому самолету. – Сейчас и другого накормим.
Он умело ушел от двух атак «мессера» и атаковал сам. Но фашист не принял бой, дал полный газ и скрылся... А Полбин, увидев на высоте густое облако, в считанные минуты достиг его и до самой линии фронта вел «Пе-2» в сплошной облачности. В конце пробега по дорожке заглохли моторы – кончилось горючее. Все, как говорится, тютелька в тютельку.
Осматривая машину, техники обнаружили на хвосте и крыльях рваные пробоины.
– Где это вас так? – спросили они у стрелка-радиста.
– С истребителями сцепились, – ответил стрелок. – Одного на тот свет отправили, а другой утек. Батя такие выкрутасы делал – уму непостижимо. Как заправский истребитель... Мы теперь при необходимости можем и без прикрытия летать.
Так с легкой руки Полбина и других советских асов пикирующий бомбардировщик отечественного производства превратился в боевую машину многоцелевого назначения.
В марте 1943 года генерал-майор авиации Иван Семенович Полбин был назначен командиром корпуса. Утроился объем задач, неизмеримо возросла ответственность. А он оставался прежним Полбиным: рвался в бой, водил группы пикировщиков на самые сложные и опасные задания.
Во время Курской битвы корпус уничтожил с пикирования 40 танков и самоходок, 548 автомашин, 9 складов с боеприпасами, сбил 25 фашистских истребителей.
Кировоградское направление. Полбин повел на задание две группы «Пе-2». На цель вышли внезапно. Несколько эшелонов военной техники было уничтожено точными ударами. И тут Полбин заметил армаду вражеских бомбардировщиков. Тяжело груженные, они шли на восток. Сверху – истребители прикрытия... План у Полбина созрел мгновенно: не дать фашистам сбросить бомбы на наши войска. Атаковать!
И «пешки» пошли вперед. Результат превзошел все ожидания. Генерал лично уничтожил два самолета. Четыре сбили его подчиненные. Налет фашистов был сорван. В панике они сбросили бомбы куда попало. Это был беспрецедентный случай в истории военной авиации. Впрочем, со временем подобные воздушные бои уже не были исключением, многие подчиненные Полбина имели на своем счету сбитые самолеты противника.
А Иван Семенович был уже одержим новой идеей, ставшей вскоре реальностью. Следуя примеру своего командира, экипажи «Пе-2» брали не 600 – 700 килограммов бомб на самолет, как полагалось по инструкции, а более 1000. Полбин также предложил бомбить малоразмерные цели, пикируя под углом 60 – 70 градусов, то есть почти вертикально.
1944-й. Летчики корпуса в составе 2-го и 1-го Украинских фронтов участвовали в стратегических наступательных операциях. За умело проведенную ликвидацию крупной группировки войск противника в районе Львова и участие в освобождении города корпусу было присвоено наименование Львовский. Генерал-майор авиации Иван Семенович Полбин награжден орденом Богдана Хмельницкого. Он продолжал летать, водить группы бомбардировщиков на самые ответственные, опасные задания. Именно в это время в полной мере раскрылся полководческий Уалант Ивана Семеновича. Достаточно вспомнить хотя бы так называемую «вертушку Полбина».
...Войска 1-го Украинского фронта прорвали оборону врага, образовав коридор, названный Колтовским. В него входили танковые соединения, чтобы стремительным броском рассечь фронт противника, обойти Львов с запада и двинуться на Перемышль. Но вражеская артиллерия простреливала коридор буквально насквозь. Наши танкисты и пехота несли большие потери. Командующий фронтом приказал во что бы то ни стало подавить огневые точки врага.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.