Учителя и воспитатели тоже помогали, чем могли. Убирали мусор, шили шторы для окон, покрывала на кровати, мыли, чистили...
Теперь детский дом – «объект показа». Сюда приезжают не только гости нашей страны, но и из-за рубежа. Были вьетнамцы, норвежцы, иранская делегация...
Иностранцев интересует все: методы воспитания, уровень знаний и культуры, как одеваются дети и кто следит за чистотой в доме.
– Гостей у нас любят, – говорит завуч по учебно-воспитательной работе, – и все-таки иногда, когда делегации бывают слишком часто и многочисленные, это мешает в работе. – И поясняет: – Ведь даже взрослые не всегда могут вынести «бремя славы», а у нас дети. Иные – уроки побоку, дай им только перед гостями покрасоваться...
Обнесенное красивой чугунной оградой, красочное, выдержанное в традициях восточной архитектуры, здание детского дома сделано с большой фантазией и безупречным вкусом. В нем пять этажей и мансарда – будущая «кружковая комната».
Дети водят меня по этажам. Им хочется, чтобы я непременно заглянула в каждую комнату. Особенно на третьем и четвертом этажах, где размещены спальни и бытовые комнаты. В них современная полированная мебель, ковры, красивые покрывала на кроватях и шелковые шторы на окнах (все в тон), семь телевизоров (из них пять цветных), красивая посуда и даже сервизы "(для торжественных случаев).
Игротека, пионерская комната и большой актовый зал – на пятом этаже. Чтобы попасть в «школу», детям достаточно спуститься на второй этаж. Здесь хорошо оборудованные учебные кабинеты.
На первом – просторная столовая, медицинские кабинеты, библиотека и музей В. И. Ленина.
Любимый всеми урок физкультуры проходит в отдельном здании. Там во дворе спортзал с раздевалками и душевыми. Спортивному инвентарю и оборудованию зала позавидует всякий, кто знает в этом толк. Тут есть даже балетный станок с зеркалами по стене. (Кому, как не девочкам, заботиться об осанке и пластике движений!)
Все: книги в библиотеке и мебель, ковры и оборудование, телевизоры и посуда – подарки предприятий района.
Строительство на территории «девичьего интерната» не закончено. В плане – сооружение трехэтажного здания школы-десятилетки, бассейна, своей зоны отдыха и собственной котельной.
Конечно же, все это немыслимо без помощи шефов. И славно то, чакни у детей, ни у работников детского дома нет оснований сомневаться, что помощь эта будет своевременной и щедрой. Я имею в виду не только материальную сторону дела. Больше, чем в материальной, нуждаются девочки в моральной поддержке, в живом человеческом общении с людьми, искренне заинтересованными в их судьбе.
На Бакинском заводе бытовых кондиционеров понимают это. В выходные и другие свободные дни рабочие завода приезжают к детям, проверяют тетради, ходят с ними на прогулки, в музеи, театры. А однажды организовали экскурсию на завод. После первого же посещения все девочки заявили, что хотят там работать...
Частые гости детского дома и другие шефы: ПТУ № 29, консерватория, рабочие заводов.
Помню, в одном из разговоров с детьми о том, чем они живут, что любят, меня как-то начало беспокоить, что среди кумиров имена лишь эстрадных певцов и киноартистов. Спросила:
– А как вы относитесь к классической музыке?
В ответ было названо около десяти композиторов, чью музыку девочки любят слушать («...но наедине»). Они даже напели мне отрывок из (как выяснилось) Пятой симфонии Бетховена («Угадайте, откуда это?»).
Скажу откровенно, я была поражена. Лишь позднее мне открылась «тайна». Вот уже десять лет под непосредственным руководством одного из преподавателей Азербайджанской государственной консерватории, Иветты Григорьевны Плям (она же председатель шефской комиссии), в детском доме проводятся лекции о музыке, устраиваются концерты.
Любимые художники: Шишкин, Репин, Левитан, Брюллов...
В будущей школе-десятилетке намечаются «уклоны» в обучении: эстетический, спортивный и языковой. Лингафонный кабинет для изучения иностранных языков прекрасно оборудован. Он ждет лишь того часа, когда будут закончены переговоры с будущими шефами – институтом иностранных языков.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.