Увидеть подробности аварии своими глазами позволяет скоростная киносъемка. А чтобы смещение отдельных частей было видно на киноленте как можно отчетливее, на бока испытуемого автомобиля, на голову манекена наносят контрастные, хорошо видные знаки.
Запись и киносъемка должны начинаться строго одновременно – так легче вести анализ полученной информации. Поэтому на той части бетонного куба, куда приходится удар автомобиля, устанавливают включатель отметчика времени. Он представляет собой две несоприкасающиеся пластины. В момент начала столкновения пластины датчика смыкаются, замыкая цепь электронной вспышки. Она и дает отметку начала столкновения.
Все данные, полученные во время испытаний, тщательно анализируются. Вести такой анализ вручную – монотонный, зачастую неблагодарный труд. Гораздо, быстрее с такого рода работой справляются компьютеры. И сегодня их учат этому.
Конечно, составление программ для такого анализа – чрезвычайно сложная задача, требующая учета сотен и сотен параметров, каждый из которых меняется по своему собственному, часто трудно предсказуемому закону. Но год от года, от испытания до испытания знания специалистов в этой области растут. Расширяются и возможности ЭВМ: если раньше с ними можно было общаться лишь с помощью перфокарт и перфолент, то сегодня некоторые машины понимают даже слова, сказанные оператором.
А значит, вероятно, наступит день, когда вычислительная машина сможет не только детально проанализировать любую случившуюся аварию, но и предсказать последствия аварии, которой еще не было. Как это может быть? В компьютер введут голографическое, объемное изображение автомобиля, которого еще нет, который еще только рождается в конструкторском бюро. На основании дополнительных данных о прочности его узлов, характеристик того или иного столкновения машина «проиграет» все возможные ситуации, покажет на дисплее их ход, предскажет последствия и даст четкие рекомендации по исправлению допущенных ошибок.
Так будет. А пока испытатели заканчивают последние приготовления, захлопывают дверки автомобилей.
– Миша, поехали!..
Начинается новый этап испытаний. Скоро состоится еще одна авария по заказу. Зато завтра, глядишь, на шоссе будет меньше незапланированных транспортных происшествий. Сократится число разбитых машин и человеческих жертв. А во имя этого стоит потрудиться. Ради этого в конечном итоге и ведутся все испытания.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.