Один из самых древних туркменских народных промыслов – ковроделие. Ковер издревле сопровождал туркмена от рождения до смерти. Ими устилали пол, закрывали стены, занавешивали дверной проем, украшали торжественные ритуалы. Цветовая гамма туркменских ковров сдержанна и благородна. Основной цвет – красный. В узорах он переходит то в густо-вишневый, то в лиловато-коричневый, а то ярко вспыхнет праздничным цветом весенних маковых лугов. Островки замкнутого красочного рисунка на однотонном фоне – «гели» – главный элемент орнамента.
Меняется жизнь – меняется образное мышление художников. И в традиционных орнаментах появляются новые черты, отражающие современную жизнь республики.
Одним из интереснейших изделий туркменских художников по праву считается ковер «Аул» по эскизу Джовзы Шахбердыевой. Композиция ковра традиционно, но вместо гелий на центральном поле в размеренном, спокойном ритме – изображения юрт.
На гобеленах ашхабадских мастеров появились образы наших современников. Переход от орнамента к портрету закономерен. Художники расширяли привычный круг символов, старались найти новые формы конкретного воплощения сегодняшней жизни в изделиях
декоративно-прикладного искусства. На гобелене «Счастливое детство» Веры Чыглыевой – туркменская девочка. Ее танцевальная поза, веселое выражение лица, яркость красок подтверждают название изделия.
В создании узоров, в их сочетаниях и цветовых гаммах фантазия художников поражает многообразием и смелостью. Среди стилизованных цветов и листьев встречаются композиции из фигурок животных, людей, домашней утвари.
Посмотрите на платим молодой художницы Розы Кинякиной и увидите, насколько неисчерпаемо воображение этого талантливого мастера, сколь неожиданно, но глубоко продумано сочетание старых традиций и собственных находок.
Если ковроделие, ткачество, вышивка – дело для рук и фантазии женщин, то разнообразные изделия из серебра изготавливаются, как и в древние времена, мужчинами. Основным материалом туркменских ювелиров с давних пор служили серебро и полудрагоценный камень – сердолик. Традиционный фон изделий – стилизованный растительный орнамент – «исмими». Ювелирным изделиям Туркмении, как и многим видам народного искусства, свойственно сочетание торжественности, благородной массивности с простотой и сдержанностью. Украшенные тяжелой бахромой подвесок, расцвеченные мерцающими огнями камней, браслеты и колье лишены витиеватых деталей, изощренной филиграни, фантастических силуэтов. Однако ощущение волшебства, оживившего холодный камень и металл, не оставляет, когда рассматриваешь своеобразное национальное украшение «гульяка», что в переводе на русский язык означает «Цветок у ворота», изготовленное современным художником, великолепным мастером ювелирного дела Клычмурад Атаевым.
Туркменский народ обладает неизмеримым богатством декоративно-прикладного искусства, которое ярко и празднично раскрывает многообразие окружающего мира.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.