Если бы великий русский ученый и путешественник Миклухо Маклай оказался сегодня в Москве, на улице, названной его именем, то. наверное, решил бы, что произошло великое переселение народов, жизнь которых он изучал сто лет назад. Здесь, в студенческом. городке Университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы. живут люди из Конго, Зимбабве, Бангладеш, Боливии, Индии, Алжира, Марокко...
Приезжая учиться в Советский Союз, наши гости оказываются в новом для них мире. Здесь нет бездомных и голодающих. Нет безработных. Нет беспризорных детей. Гости радуются общению с москвичами. Часами катаются на метро. Восторгаются парками, скверами, наблюдают энергичную и уверенную жизнь советской столицы. Их восхищают достижения социализма, которые давно стали для нас привычной нормой жизни. Старшекурсник сельскохозяйственного факультета из Сирии говорил, загибая пальцы: «Во-первых, учат бесплатно; во-вторых, общежитие, книги, производственная и учебная практика – тоже бесплатные. Вот операцию сделали мне бесплатно, и очень хорошо сделали, спасибо. А к зиме нам всем выдают теплую одежду – тоже даром».
...«Мо-сква. Мы – тут. Ма-ма и па-па – там».
На подготовительном факультете идет изучение русского языка. С этих слов начинают студенты свое восхождение к поэзии Пушкина и прозе Толстого. «Трудно было представить, что через два-три месяца я буду говорить по-русски, – рассказывает сын рабочего из провинции Килиманджаро в Танзании. – Я думал, что это займет у меня год или два. Но уже через два месяца занятий я мог объясняться на улицах, в магазинах. Сейчас мне кажется, я уже думаю сначала на русском, а потом на суахили».
Кафедра русского языка университета разработала в высшей степени эффективные методы обучения иностранцев. После первого года учебы студенты слушают и записывают лекции на русском языке.
«Наш университет – это крупный научный и учебный центр. – говорит ректор УДН профессор Владимир Францевич Станис. – У нас 6700 студентов, аспирантов и стажеров из 105 стран, 1 250 преподавателей, в том числе 130 профессоров, докторов наук и свыше 600 доцентов, кандидатов наук. Учебная и научно-исследовательская работа ведется на 84 кафедрах, в лабораториях, оснащенных современным оборудованием. Широко используется электронно-вычислительная техника».
Студенты учатся на шести основных факультетах: физико-математических и естественных наук, инженерном, медицинском, сельскохозяйственном, историко-филологическом, факультете экономики и права. Инженерное дело, чтение чертежей, изучение тайн вещества, высшая математика и механика, химия и философия – необъятные горизонты наук раскрывает перед питомцами университет. Будущий геолог из Кении рассказывал нам, что геология, которой он решил посвятить свою жизнь, представляла собой «табу» для его народа. Белые не допускали местных жителей в колониях к богатствам, скрытым в недрах. Подлинные хозяева были полностью отстранены от поисков нефти, угля, золота, руд, алмазов. Сейчас геологические изыскания стали одной из основ развития экономики молодых государств. Советская страна помогает открывать и осваивать месторождения. учит управлять новыми отраслями промышленности. Под руководством советских ученых студент из Танзании обнаружил алмазную россыпь на своей родине. Питомцы университета принимали участие в открытии месторождений нефти в Бразилии, серебряных руд в Перу и Эквадоре, драгоценных камней в Шри Ланке.
Ученые Университета дружбы народов пользуются высоким авторитетом в мировой науке. На кафедре физической и коллоидной химии, например, недавно сделано крупное открытие в области каталитических процессов. Получено 55 патентов в США, ФРГ, Англии, Японии и других зарубежных странах, 30 авторских Свидетельств – в СССР.
Страна развитого социализма раскрывается иностранным студентам в контурах буровых вышек, индустриальных гигантов, могучих энергетических комплексов. Для студентов организуются поездки на крупнейшие гидроэлектростанции, например, Братскую ГЭС, где перед учащимися выступают
крупные специалисты-практики. Каждый из развивающихся народов мечтает осуществить свой план ГОЭЛРО. Где, как не в Советской стране, можно заимствовать опыт и получить помощь?
Будущих агрономов, ветеринаров, зооинженеров готовят прежде всего к борьбе против голода: ведь каждую минуту в развивающихся странах сорок детей умирают голодной смертью, десять миллионов людей погибают ежегодно. Мальтузианцы и другие буржуазные теоретики не видят спасения для голодающих. Но молодые народы связывают свою судьбу с социализмом. открывающим путь к процветанию. В Советском Союзе учат выращивать наиболее продуктивные для тропических стран культуры, получать высокие урожаи, работать на тракторах и комбайнах, строить фермы и зернохранилища.
Экономика развивающихся государств нуждается в работниках широкого профиля, которые обладают разнообразными практическими навыками. Агрономы учатся управлять механизмами, занимаются вопросами электрификации производства/обучаются ветеринарному делу и т. д. Аббе, сын крестьянина с Берега Слоновой Кости, несколько лет учился выращивать высокие урожаи сои, главного сельскохозяйственного продукта на его родине. Тема дипломной работы – оптимальный подбор комплекса удобрений для этой культуры. Зооинженеры выводят для жарких стран новые породы скота. Индиец Джаянт, работая на сельскохозяйственном факультете, создал новую породу овец, скрестив выносливую к жаре грубошерстную индийскую овцу с советской тонкорунной породой. В университете Джаянту присвоена ученая степень доктора биологических наук. Во время студенческой практики в заповеднике Аскания-Нова студентка Мэри Гачиги из Кении занималась изучением биологии африканской антилопы – канну. На своей родине Мэри создала ферму таких антилоп и получает от них целебное молоко, спасающее людей от многих болезней. Работы Гачиги очень ценны для животноводства в тропиках.
До сих пор в развивающихся странах один врач приходится на 35 тысяч жителей. Без медицинской помощи остаются целые племена и народности. Свирепствуют эпидемии черной оспы, малярии, трахомы, туберкулеза, различных тропических заболеваний. Кафедры медицинского факультета работают над проблемами тропической медицины. Магистры медицины, получившие образование в Москве, открывают в своих странах поликлиники и больницы, называя их именами великих русских ученых – Сеченова, Павлова, Бехтерева.
«Когда я вернулся на родину, – пишет Фуад Зазза из Ливана, – я встретился со своими коллегами, учившимися на Западе. Никому из них не приходилось в студенческие годы самостоятельно оперировать. Их не допускали в операционную – ведь за операцию платят, а кто поступится гонораром? Меня же в Москве научили делать сложные операции, когда я был студентом».
«Сегодня ночью меня разбудили звуки серенады, – пишет из Гондураса Сара Орельяно – Я выглянула в окно и увидела перед домом толпу крестьян с флейтами и гитарами. Они пели мне, а потом устроили фейерверк в мою честь. Это было в День медицины. который народ празднует ежегодно. Мое сердце трепетало от счастья. Этой радостью я обязана вам. советские учителя...»
Во время учебы в Москве студенты разных стран хорошо узнают друг друга. По традиции университета, в каждой комнате общежития живут представители трех континентов, люди разных рас и цвета кожи. Поначалу они объясняются с помощью жестов. Затем составляют краткие разговорники и вскоре становятся настоящими полиглотами. На одной из студенческих вечеринок в комнате общежития на улице Миклухо-Маклая мы увидели русских студентов Николая Горбатова и Вячеслава Кротова, Сыена Детвонгса из Лаоса, буддийского монаха из Шри-Ланки Ратанасара Поллеканде. Сыен Детвонгса взялся всех угостить, он знает множество способов приготовления риса и привез из Лаоса удивительные специи. У таких «кулинаров», как он, консультируется даже сам главный повар университета, в коллекции которого – четыре тысячи рецептов национальных кушаний всего мира.
На дружеских вечерах студенты рассказывают о своей жизни на родине, о мечтах, о судьбе, которая привела в Москву. Ратанасара рассказал, что родился в бедной крестьянской семье, у матери, кроме него, было еще восемь детей. Жили они в сельской местности, где бритые босые монахи в желтом одеянии ходили по деревням, выполняя обязанности землемеров, судей, старост.
Ратанасара в пятнадцать лет окончил школу, денег на дальнейшее обучение не было, а в буддийской школе учили бесплатно. Так мальчик стал монахом. Он с успехом изучал древние языки Цейлона, и способного юношу послали учиться в университет в Коломбо. Там Ратанасара впервые познакомился с трудами Маркса и Ленина, на многое у него открылись глаза. Юноша стал участвовать в студенческом движении. Друг, который учился в Москве, в МГУ, много рассказывал о Советском Союзе. Ратанасара мечтал поехать учиться в СССР. И мечта осуществилась.
К окончанию учебы на историко-филологическом факультете Ратанасара составил русско-сингальский словарь, в который вошло около двадцати тысяч слов.
Аспирант историко-филологического факультета Бадрул Хасан из Бангладеш стал известным поэтом. За серию стихов о Чили он получил премию имени Пабло Неруды.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.