«Новичок: проблемы, требующие решений»

  • В закладки
  • Вставить в блог

Еще в прошлом году на заводе имени Петровского выпускникам ПТУ произвольно понижали разряды, часто направляли работать не по специальности: например, начинающих вальцовщиков – в рельсобалочный цех слесарями, прокатчиков – в ремонтный цех. В результате ребята уходили с завода при первом удобном случае. Причем уходили обиженными, уходили не просто с завода, а из профессии. Как рассказала нам секретарь комитета комсомола ГПТУ-15, базового училища завода, Люба Килеева, в этом году на заводе от такой практики отказались, и ребята с жалобами в училище уже не обращались.

Но достаточно ли только этого? Если разобраться, то это даже не шаг навстречу новичкам. Это пока только возвращение к соблюдению трудового законодательства. Ситуация с молодыми рабочими ныне требует от предприятий гораздо большего.

Сейчас в области набирает силу новое движение: работать по принципу коллективной моральной и материальной ответственности. Уже 400 комсомольско-молодежных коллективов Днепропетровщины трудятся по этому принципу. То есть они добровольно отказываются от части премии, если в коллективе были нарушения со стороны хотя бы одного человека. В атмосфере таких коллективов совсем иначе чувствуют себя новички: они более ответственно относятся к делу: а с другой стороны, заинтересованным наставником становится каждый опытный рабочий. И не случайно в таких бригадах новички встают на ноги быстрее и прочнее. Однако расширение этого движения – дело очень и очень непростое. Немалых усилий стоило комитетам комсомола Нижнеднепровского трубопрокатного завода имени К. Либкнехта и Днепропетровского тепловозоремонтного завода создание таких бригад, но результаты показали: дело стоит этого.

Торжественно, празднично встречать новичков сейчас научились на многих предприятиях, и комитеты комсомола проявляют здесь немало выдумки и фантазии. Но, к сожалению, многие считают свою работу на этом выполненной. И... останавливаются. Не спешат даже с постановкой новичков на комсомольский учет, и ребята подолгу ходят в стороне от общественной жизни предприятия. Объясняют это зачастую количеством приходящих новичков: очень уж много их. Но вот умеют же в криворожском рудоуправлении имени Дзержинского поставить всех новичков на учет в течение двух-трех дней. А в тресте № 17 ребят из ПТУ сейчас начинают ставить на учет в комсомольской организации треста прямо с первых дней учебы. Комитет комсомола треста пробует и такую интересную форму работы: комсомольско-молодежные бригады берут шефство над учебными группами базового училища...

Старается комитет наладить работу с молодыми рабочими и в общежитиях. О том, насколько это важно, можно судить хотя бы по словам опытнейшего маляра СУ-4 Анны Васильевны Савшак. Рассказывая, почему, по ее наблюдениям, уходят молодые, она, горько вздохнув, сказала:

– А что они после работы делают? Ведь каждый сам по себе, разбредаются, кто куда... Живут, как могут...

Чем эта «самостоятельность», скорее похожая на неприкаянность, оборачивается в стенах рабочих общежитий? Вот два отрывка из выступления на встрече работников треста с руководством заместителя управляющего по быту Н. Г. Почекая:

– Вы многого хотите, требуете. Например, чтобы в общежитиях были холодильники. Ну, что ж... Но вот как вы ими пользоваться будете? У вас на шкафчиках – замки. Не доверяете вы друг другу, есть среди вас и любители поживиться чужим. А ведь на холодильник замок не навесишь. Дежурного к нему приставлять?.. Так что решите сначала с советом общежития, как будете пользоваться холодильником, а завезти его несложно. ...Вы говорите, что нужна новая мебель. Недавно общежитие № 1 и частично общежитие № 5 оборудовали новыми шкафами, столами, кроватями. И что же? На полированные столы вы ставите чайники с кипятком, на покрывалах спите в обуви, меряетесь силами со шкафами, вырывая у них дверцы. Многие комнаты общежитий словно после урагана – вся мебель побита, изуродована...

Словом, новичок за пределами предприятия так же сложен и неоднозначен. К тому же зачастую связь между тем, каков он на работе и каков после нее, прослеживается самая прямая. Сколько известно печальных случаев, когда то, чем молодой рабочий заполняет по собственному разумению и примеру некоторых старших товарищей – чьи мысли об «отдыхе» дальше магазина не простираются – свой досуг, затягивало его так, что становилось уже не до работы.

А ведь есть в том же самом тресте и совсем другие примеры. Так, в общежитии № 3 налажена иная жизнь. Налажена самими ребятами, советом общежития, причем работающего самостоятельно, штатного воспитателя здесь нет.

...Вывод, конечно, из всего вышесказанного следует только один: комсомол может быть и союзником, и помощником, и защитником молодому рабочему. А раз может, значит, должен быть,

Проблема новичка на производстве соткана из многих проблем. Одни из них складываются непосредственно на предприятиях, по их вине, другие закладываются задолго до появления выпускника на производстве. Их нельзя отделять друг от друга, да и невозможно это при серьезном отношении к делу.

Жизнь показывает, что мелочей в этой проблеме нет. Важно все: условия приема и программа обучения, техническое оборудование мастерских училищ и производственная практика, кто рядом с новичком на производстве и какую позицию по отношению к нему занимают комитеты комсомола предприятий, училищ, школ... Вот почему решать тут надо не отдельные вопросы, имеющие отношение к новичку, но всю сложнейшую совокупность, что определяет путь молодого человека на предприятие и его вступление в рабочую жизнь.

Кому это по силам? Предприятию? Училищу? По отдельности – нет. Проблема новичка должна стать всеобщей заботой – таковы ее масштабы.

Да, проблема эта сложна. Но сложность ее уступает важности, необходимости успешного ее решения.

И необходимость эта с каждым годом острее.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Об эстраде и о себе

Леонид Утесов, народный артист СССР