– Вообще есть. Для нас нет Нам ее не доверяют – мы практиканты. Практика у нас пока одна – метлу в руки, и погнал.
Через год и эти ребята придут на завод. Согласитесь, сомнения в их возможностях оказать предприятию действительную и скорую помощь будут достаточно обоснованными...
– А как я могу доверить ему станок. – перебивает нас опытный ремонтник Виктор Чумак. – если он его видел только на картинке?..
Довод? Конечно.
– У них не просто неважная подготовка, часто складывается впечатление, что они имеют самое смутное понятие о своей будущей работе. Теория теорией, но и подготовить к практике их тоже нужно. У нас все-таки производство.
– Но научить парней все же надо?
– А кто спорит? Но когда они говорят, что в их училище такого станка нет, мне что – всю свою работу забрасывать? Кого здесь винить?..
Тут-то как раз все очевидно. Винить надо базовое предприятие, которое плохо заботится о материально-техническом оснащении своих училищ. Не находит времени, средств, а то и попросту серьезного желания заниматься этим вопросом и тем самым наказывает само себя, оставаясь без надежной рабочей смены. Увы, явление это вовсе не единичное. На устарелом оборудовании «готовят» кадры для завода имени Дзержинского и для объединения «Азот». В профтехучилище криворожского завода «Коммунист» обучение молодых ведется на дореволюционном станке. И никто словно и не догадывается, какие кадры можно подготовить подобным образом. «Открытие» свершается, когда выпускник приходит на производство.
А вот другая ситуация. О ней нам рассказал секретарь комитета комсомола базового училища Днепропетровского тепловозоремонтного завода Александр Дзядок, когда речь зашла об учебных мастерских. А они на заводе отличные, причем прямо на территории предприятия расположены.
– Но как бы не вышло так, что сварщиков мы в них будем готовить... для других заводов. Пришла новая программа. и по ней всех сварщиков надо учить работе на полуавтоматах. А у нас на заводе их почти нет, у нас сварка ручная, а это совсем другое дело. Получится, ребят мы будем учить одному, а работу им потом предложат совсем другую. И главное, есть же в городе училище, двадцать первое, где готовят сварщиков на предприятия с полуавтоматами. Вот думаем теперь, что делать...
Была ли какая-нибудь необходимость задавать училищу и предприятию эту задачу, когда у них и так трудностей достаточно? Понимаем, что резоны, вызвавшие к жизни новшество, существовали. Но разве, прежде чем «спускать» решение, не разумнее было обсудить его с училищем, предприятием?
Сейчас в стройтресте № 17 многие считают, что проблема закрепления молодых, по существу, целиком состоит из проблемы жилищной: будут общежития для малосемейных – будут и молодые кадры. Что ж, жилье способно оказать большое воздействие на настрой и планы молодых. Но. во-первых, известно, сколь опрометчиво рассчитывать на быстрое и окончательное разрешение этого вопроса. А во-вторых, кто поручится, что с появлением таких общежитий не выйдут на первый план иные сложности, которыми вполне можно заниматься и сейчас? Например, организация полноценной практики, широкое распространение наставничества...
Закончился наш разговор с В, Чумаком на «Криворожстали» так:
– Впрочем, слабая подготовка выпускника ПТУ – это еще не самое страшное, – вдруг словно поправил он себя. – Много молодых я повидал, могу точно сказать: если парень старается. действительно хочет стать хорошим рабочим, он им станет – мы всегда пойдем навстречу, научим. А вот если он не привык к труду, если закалки у него нет, если душа к нашему делу не лежит – а таких хватает! – что тут делать? И кому тут счет предъявлять? Училищу?..
– Конечно, мы хотим, чтобы каждый наш выпускник и знал и любил свою специальность, стремимся к этому... Но реально ли это? – предлагает нам свой вопрос секретарь комитета комсомола ГПТУ-5 Юрий Юрчук. – У нас постоянные трудности с набором, но это только одна, видимая, сторона нашей беды. Другая проявляется не сразу. Многие из тех, кто все-таки пришел к нам, пришел без всякого желания быть строителем. К специальности они равнодушны, да и не знают о ней ничего...
– Мы, например, набрали в прошлом году в группы машинистов башенного крана шестьдесят человек. – вступает в разговор секретарь комитета комсомола ГПТУ-12 Надежда Сарабанская. – из них еще на первом курсе осталась только половина, остальные перешли в другие группы. Показалось, что там вроде интереснее...
На одной из стройплощадок комбината «Днепротяжстрой» мы встретили выпускника этого года электросварщика Сашу Костогрыза. Объяснить, почему он пошел в строительное училище, Саша в общем-то не смог, если не считать за объяснение такие доводы: «Так вышло, вместе с ребятами, знакомые там учились...» На вопрос, почему именно на сварщика пошел, он ответил так: «Не на плиточника-облицовщика же было идти!» Тоже, согласитесь, не особенно вразумительно. Но вот работающий на этой же стройке опытный бригадир Дмитрий Игнатович Семененко о начинающих сварщиках и Саше в том числе сказал:
– Они еще многого не умеют, но за сварку всякий раз просто с радостью хватаются. Значит, будет толк.
Мнению опытного строителя, думаем, нет оснований не доверять. Совместные усилия училища и предприятия приносят успех. Собственно, именно к этому клонили в разговоре и оба комсомольских секретаря. Они были далеки от уныния и пессимизма, но опыт работы уже научил их: нельзя, неправильно сваливать всю задачу воспитания и подготовки молодых рабочих только на училище. Семья, школа – до училища, завершение профессиональной подготовки на предприятии после него – вот необходимые звенья лестницы, по которой поднимается к мастерству новичок. И здесь нельзя без взаимопонимания, без умения идти навстречу друг другу. И как же усложняется и без того нелегкое дело, когда семья готовит к чему угодно, «только не в ПТУ!» (Кто из нас не слышал в жизни этой «крылатой» фразы?). Когда школа и училище выступают не союзниками и партнерами, а соперниками – со всеми вытекающими отсюда нерадостными последствиями. Когда – воплощение бесхозяйственного подхода к делу! – училище и предприятие бьют не в одну цель.
В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
Рассказ