Наш близкий Дальний Восток

Алексей Черный| опубликовано в номере №1284, ноябрь 1980
  • В закладки
  • Вставить в блог

– Несомненно, ЭТОТ процесс будет продолжаться.

– Тогда расскажите, пожалуйста, как и за счет каких отраслей будет наращиваться экономический потенциал края в ближайшие годы.

– Главными направлениями в промышленности, как и теперь, останутся машиностроение и металлообработка. Мы будем не только расширять уже сложившиеся традиционные для нас производства, но и создавать новые, что позволит более полно обеспечивать растущие потребности края и всего региона в машинах и оборудовании. Разумеется, придется построить ряд новых предприятий. Однако в наших условиях многое могут дать реконструкция и модернизация старых производств.

Возьмем, например, единственное пока на Дальнем Востоке предприятие черной металлургии – завод «Амур-сталь», действующий в городе Комсомольске-на-Амуре. Даже при относительно небольшой мощности – всего миллион тонн металла в год – он «ухитряется» плавить сталь, которая не находит применения на Дальнем Востоке, и для дальнейшего передела ее приходится перевозить в западные районы страны, а оттуда к нам движется встречный поток металла, необходимого нашим машиностроительным и металлообрабатывающим заводам. Если же на «Амурстали» развить электросталеплавильное производство с выпуском высококачественных легированных марок металла, более приближенных по своим свойствам к нашим потребностям, можно будет в значительной мере избежать расходов, связанных с непроизводительными перевозками, и более полно удовлетворять запросы дальневосточной промышленности в металле за счет его производства на месте.

Или другой пример. Известно, что дальнейшее развитие экономики Дальнего Востока и Забайкалья связано со значительным увеличением объемов строительно-монтажных работ в период до 1990 года, что, в свою очередь, требует устойчивого обеспечения металлопрокатом.

Для удовлетворения этих растущих потребностей целесообразно создать на Дальнем Востоке производство сортовой арматурной стали. Оно не только позволит сократить перевозки металлопроката из районов Центра и Западной Сибири с высвобождением нескольких тысяч железнодорожных вагонов в год, но и разрешит полнее использовать местные ресурсы лома черных металлов, повысит эффективность расходования металлопроката в строительстве. Совместно с Министерством строительства в районах Дальнего Востока и Забайкалья Хабаровский крайком КПСС внес предложение о строительстве в одиннадцатой пятилетке на заводе «Амурсталь» нового металлургического блока по производству используемого в строительстве сортового проката мощностью 300 – 500 тысяч тонн в год.

Создание нового крупного центра черной металлургии на базе железорудных и угольных месторождений в зоне БАМа не противоречит, а только будет способствовать специализации «Амурстали», ибо с годами потребности нашего региона в высококачественном металле и металлопрокате будут возрастать еще быстрее.

У нас имеются хорошие перспективы дальнейшего развития горнорудной промышленности и цветной металлургии. Сейчас Хабаровский край является одним из крупнейших в стране добытчиков олова и единственным на Дальнем Востоке – меди. Есть у нас и другие цветные металлы. Геологические поиски и разведка последних лет показывают, что их добыча в крае может быть значительно увеличена. Однако мы считаем, что добыть руду й произвести из нее концентрат уже недостаточно – можно достигнуть большей эффективности, если создать на месте цветную металлургию, получать здесь чистый металл и даже пускать его в переработку. Некоторые предприятия этого профиля уже строятся. Другие, не сомневаюсь, будут запроектированы в ближайшее время.

Еще не до конца используются лесные ресурсы края. Подсчитано, что ежегодно у нас заготавливается всего 60 процентов От ежегодного объема прироста древесины. Значит, миллионы кубометров ценнейшего леса перестаивают, стареют, усыхают, что равносильно потерям продукции на десятки и сотни миллионов рублей. Правда, леса, не вовлеченные пока в хозяйственный оборот, находятся в северных и труднодоступных районах. С началом эксплуатации восточного участка БАМа мы сможем в известной мере разрешить эту задачу. Но чтобы справиться с нею полностью, нужно будет продолжать строить дороги, порты, создавать леспромхозы севернее новой железнодорожной магистрали – в Аяно-Майском, Тугуро-Чумиканском районах, в районе имени Полины Осипенко.

В то же время для достижения наибольшей эффективности недостаточно простое наращивание лесозаготовок. Необходима глубокая механическая и химическая переработка древесины. В этом отношении кое-что уже делается. Действуют заводы древесноволокнистых и древесностружечных плит, целлюлозно-картонные и гидролизные предприятия, заводы по производству кормовых дрожжей и щепы для гидролиза. Но этого мало, требуется дальнейшее наращивание мощностей этих отраслей промышленности, что позволит не только более полно использовать деловую древесину, но и пустить в переработку так называемую дровяную древесину, ранее сжигавшуюся на лесосеках или в лучшем случае шедшую на топливо.

Наша нефтехимия, начинавшаяся с сахалинского сырья, базируется ныне и на нефти Западной Сибири. Сейчас сахалинские газовики обнадеживают нас хорошими перспективами на разработку газовых месторождений. Если их прогнозы подтвердятся, наш край сможет в дальнейшем развивать азотно-туковую промышленность. Недавно в северных районах края открыты фосфориты. Если. разведка докажет их промышленные запасы, в дополнение к азотным удобрениям можно будет наладить выпуск еще и фосфорных, столь необходимых дальневосточному сельскому хозяйству.

Так что будущее расширение промышленного производства в крае хабаровчане видят не только в создании новых предприятий и отраслей, но и в более рациональном и полном использовании уже имеющихся, в более глубокой переработке природных ресурсов, что позволит повысить эффективность народного хозяйства края.

– Я заметил, Алексей Клементьевич, что в своем рассказе Вы несколько раз упомянули БАМ. С завершением этой сверхдальней магистрали страна получит не только второй железнодорожный путь к Тихому океану, БАМ, как всякая крупная инфраструктурная стройка, окажет активное воздействие на ускоренное освоение прилегающих к ней районов, приведет к созданию ряда новых территориально-производственных комплексов и промышленных узлов, позволит народному хозяйству страны начать эксплуатацию природных ресурсов прилегающей зоны. В свое время нечто подобное произошло с Транссибирской железной дорогой – вдоль нее вырос целый индустриальный пояс. БАМ даст толчок к созданию второго. А как повлияет эта стройка на развитие края – ведь восточное крыло магистрали проходит по его территории?

– У Хабаровского края, как ни у какой другой области Восточной Сибири и Дальнего Востока, с БАМом связано не только будущее, но и настоящее и даже прошлое. Когда в тридцатые годы было принято решение о строительстве Байкало-Амурской магистрали, наиболее активно изыскательские, проектные и строительные работы начали вестись на вспомогательных участках ее восточного плеча: Известковая – Ургал, Волочаевка – Комсомольск-на-Амуре и Комсомольск-на-Амуре – Советская Гавань. В 1940 году первые поезда пришли из Хабаровска в город юности. Война заставила полностью свернуть работы на магистрали. Как известно, инженерно-технические кадры и производственная база были переброшены на фронт для строительства фортификационных сооружений и рокадных дорог.

Но БАМ был нужен стране, и, несмотря на колоссальные трудности, еще в ходе войны правительство сочло необходимым вернуться к его сооружению. В конце июля 1945 года было открыто сквозное движение поездов на ветке Комсомольск-на-Амуре – Советская Гавань. Вскоре железнодорожное полотно пролегло к Ургалу. Так что некоторые участки БАМа в нашем крае эксплуатируются уже двадцать пять – тридцать лет. Они помогали нам строить Комсомольск, Ургал, Советскую Гавань, помогали разрабатывать месторождения угля и олова, осваивать лесные ресурсы.

Принятое в 1974 году решение партии и правительства о строительстве БАМа – это качественно новый этап в строительстве второй Транссибирской железнодорожной магистрали. Конечно, и раньше существовала необходимость в создании такого пути. Но теперь без такой магистрали стало просто невозможным развитие и эффективное использование природных ресурсов восточных районов страны. Тем более что теперь страна имеет для этого необходимые материальные и технические ресурсы, достаточную научную и проектную базу.

О значении этой стройки говорит внимание, которое уделяют ей Центральный Комитет КПСС, правительство Советского Союза и лично Леонид Ильич Брежнев.

И мы, хабаровчане, гордимся тем, что на нашем восточном участке БАМа на два года раньше срока была завершена укладка путей, что мы сумели раньше других закольцевать свою часть магистрали и начать рабочее движение на всем ее протяжении. Несомненно, большую роль тут сыграл опыт прежних лет. Хабаровские проектные организации сумели в определенной мере использовать результаты прежних изысканий, проявили высокую самоотверженность и сумели оперативно выдать строителям необходимую проектную документацию, а те без раскачки включились в работу.

Что даст эта магистраль краю? Ее завершение будет способствовать формированию Ургальского промышленного узла и благоприятно скажется на дальнейшем развитии Комсомольского (или, как его еще называют, Нижнеамурского) ТПК. Вдоль железной дороги вырастут новые поселки горняков, лесоразработчиков, машиностроителей.

Нам кажется, что в перспективе следовало бы подумать о возможности прокладывания железнодорожной линии от Комсомольска-на-Амуре до Николаевска-на-Амуре, об ответвлении пути от БАМа на север края, что позволило бы значительно оживить эти районы, подойти к богатствам, имеющимся там.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены