«На Дальнем Востоке», помните ее слова, написанные Алексеем Сурковым:
На восток мы завтра улетаем.
Самолет уходит поутру.
Там течет Амур-река, родная.
Нашей Волге, нашему Днепру...
– Видите, сколько мы вспомнили сразу. Потому что есть, что вспомнить. А вот БАМ строится уже шесть лет, но хорошего, запоминающегося, по-настоящему волнующего художественного фильма о нем еще нет. А сюжетов, жизненных проблем там сколько угодно. Уже давно нет и хороших песен о Дальнем Востоке.
Широкая и систематическая популяризация края, пропаганда его средствами кино, с помощью литературы, искусства, музыкальных произведений, несомненно, сыграли бы свою положительную роль и в деле притока молодежи на Дальний Восток.
– По-моему, нужна еще и какая-то большая стройка-лозунг, под стать довоенному Комсомольску или нынешнему БАМу. Ведь никто из строителей магистрали не скажет, что он рубит тайгу, или выводит стены. двухэтажек на каком-то полустанке, или, допустим, сооружает леспромхоз, рудник, карьер в зоне дороги, – он говорит: «Я строю БАМ». Потому что БАМ – это престижно. Это понятно всем, этим можно гордиться – причастностью к большому делу. Вот и Хабаровскому краю, как мне кажется, нужно найти нечто подобное. Если хотите, нужна большая идея.
– Такая идея есть.
Когда в начале тридцатых годов было решено построить Комсомольск-на-Амуре, то для будущего города предлагалось на выбор две площадки: первая – у села Пермского, вторая – у Нижнетамбовского, что на 90 километров ниже по Амуру. Пермское стояло на левом берегу реки, Нижняя Тамбовка – на правом. Это главным образом и определило выбор. Железную дорогу из Хабаровска решили вести по низинному левому берегу Амура, так было проще и дешевле. И если бы город начали сооружать в Нижней Тамбовке, пришлось бы возводить огромный мост, что по тем временам было очень сложным делом. Комсомольск вырос на месте села Пермского, а площадка у Нижней Тамбовки все еще ждет своего часа. Она чрезвычайно удобна. Сопки в этом месте перешли на левый берег, а на правом огромная ровная площадка. На ней свободно может разместиться город на несколько сот тысяч жителей с заводами, зонами отдыха, всем необходимым. Из-за того, что она ограждена со всех сторон сопками, тут отличный микроклимат. Рядом великая река, вокруг тайга. Работа, дом, рыбалка, охота – все под рукой. Но этого мало. Мост через Амур у Комсомольска давно построен. Реконструировать девяносто километров железной дороги, которая сейчас доходит до Нижней Тамбовки и которой пользуются только лесники, не такая уж сложная задача. Тем более, .что это путь к Николаевску. Мы уже получили от ряда министерств заявки с просьбой зарезервировать за ними площадки в районе села Нижнетамбовское для строительства ряда новых предприятий. И хотя это пока лишь предварительные заявки, я уверен: город тут вырастет в самое ближайшее время.
Вот вам и большая идея, стройка-лозунг восьмидесятых годов – молодежь приедет сооружать не просто завод или заводы, а новый город юности на Амуре. Свой Комсомольск. Мы всегда рады приезду молодежи в наш край, перед которым сейчас открываются еще более замечательные перспективы. И здесь каждый молодой парень или девушка получат работу по душе.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.