Зерно про запас

Юрий Шабанов| опубликовано в номере №1281, октябрь 1980
  • В закладки
  • Вставить в блог

– Что-нибудь случилось? – встревожился я.

– Вагоны, будь они неладны...

Они стояли на железнодорожных путях. Самые обычные товарные вагоны без крыш. И страшно на них было смотреть. Будто под бомбежкой побывали. Щели, выбитые доски. А еще грязь, кучи засохшей грязи на полу и стенах.

– Удобрение возили, – мрачно сказал Шарин. Рабочие хлебоприемного предприятия конопатили щели, прибивали доски, отскребали прилипшие удобрения, поливали полы и стены водой, обклеивали вагоны изнутри бумагой.

– Разве не железнодорожники должны всем этим заниматься?

– Они, конечно. Теоретически. А на деле самим приходится. Видите, какие присылают. Зерновой порожняк на элеваторы и хлебохранилища не возвращают, пускают его под самые различные грузы. Вот и приходят к нам вагоны в таком виде. Мы уж на это не ропщем, хотя забот прибавляется. Одной бумаги только на то, чтобы хорошенько загерметизировать вагоны, закрыть ею грязь, за уборку тонны тратим. Но тут другая беда – не хватает вагонов. Зерно вовремя отгрузить не можем, потребителей подводим, те штрафы на нас по вине железнодорожников накладывают. В августе прошлого года 28 тысяч рублей уплатили за невыполнение графиков поставки зерна. Еще и железной дороге платим за то, что долго на погрузке вагоны держим. Парадокс какой-то. Идем на вынужденные простои, чтобы их огрехи залатать, то есть вычистить вагоны, и им же штраф плати!

Меня поразили эти цифры. Три управления железных дорог – Куйбышевской, Южно-Уральской и Западно-Казахстанской, – которые обслуживают Оренбургскую область, во время прошлогодней жатвы недопоставили, как сказали в областном управлении хлебопродуктов, больше трех тысяч вагонов. Со складов и элеваторов из-за этого не вывезли около двухсот тысяч тонн зерна.

А сколько в дороге рассыпалось или какими-либо другими путями «улетучилось»?! В накладной один вес проставлен, а при взвешивании на конечном пункте – другой, меньший. Железная дорога ответственности за сохранность грузов не несет, санкции применяются к хлебозаготовителям. Десятки тысяч рублей штрафа в прошлую уборку выплатило хлебоприемное предприятие за недопоставки зерна.

Стоп, стоп. Есть же ведь специальные зерновозы (хопперы) – вагоны типа цементовозов. Они герметичны и загружаются в три раза быстрее обычных. Увы, их крайне мало, единицы, можно сказать. Минтяжмаш СССР никак не наладит их массовый выпуск, хотя уже в нынешнем году намечалось 80 процентов зерна перевозить в хопперах.

Вагонная чехарда – беда не единственная. Страшный бич еще и бездорожье. Годовой ущерб, наносимый им сельскому хозяйству во время заготовок, составляет миллиарды рублей. Эти данные привел заместитель министра автомобильных дорог РСФСР А. Николаев. В Оренбургской области, например, из 10 тысяч километров дорог общего пользования всего две тысячи покрыты асфальтом. Есть еще 13 тысяч внутрихозяйственных дорог. О тех и говорить нечего – яма на колдобине. И дело тут не только в нерасторопности местных дорожников, но и в материальном снабжении. Требовалось им в прошлом году 25 тысяч тонн битума – не дали ни одной. Просили они 8 тысяч кубометров леса на сооружение и ремонт мостов – выделили смехотворно мало, всего 120 кубометров. И техника дорожная потребности далеко не удовлетворяет.

Такие они, проблемы. И не только у хлебозаготовителей Оренбуржья. Это беда союзного масштаба. В Министерстве заготовок СССР каждый год за голову хватаются: нет того, нет другого. А ведь речь о хлебе идет, золотом нашем фонде, главном продукте питания. Мы расклеиваем плакаты в столовых с умными словами: «Хлеба к обеду в меру бери, хлеб – драгоценность, им не сори!». Мы совестим детей малых, когда они бросят ненароком на пол горбушку. И теряем тысячи тонн зерна при перевозках. Это ли не обидно!

..Когда-то жнецы с песнями уносили с поля последний сноп. Несла его самая красивая деревенская девушка. Сноп украшали лентами и хранили дожинок всю зиму. Как символ будущего урожая, напоминание, каким трудом достается хлеб. Пусть у каждого из нас – и тех, кто выращивает хлеб, и тех, кто хранит его, и тех, кто просто ест, – всегда стоит перед глазами этот сноп. Пусть каждый поклонится ему в пояс и тихо скажет: «Да святится имя твое, Хлеб...»

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере