Багги» – в те дни это слово было на устах у всех. Латвийский городок Валмиера, казалось, жил одним – багги. На автостанции и возле гостиницы, в кафе и на набережной Гаун афиши бросались в глаза, звали, не давали пройти: багги! «Багги...» – слышалось в автобусаx и в магазинах. Молодые спортивные ребятам и люди в годах, местные жители и приезжие, «технари» и гуманитарии обсуждали, предвкушали и вот сегодня – ни погода не помеха, ни удаленность трассы от города – приехали в карьер. На гонки багги. В Валмиере проводился в рамках Центральной выставки научно-технического творчества молодежи 1980 года V Всесоюзный смотр-конкурс автомобилей багги.
Термин «багги» появился, в общем, недавно, лет двадцать тому назад.
Открытая машина с мотоциклетным или автомобильным двигателем, лишенная какого бы то ни было комфорта, практически без кузова (все наружные панели сугубо функциональны – либо закрывают узлы и агрегаты, либо служат безопасности гонщика), с надежными страховочными дугами на случай столкновения или опрокидывания. Поскольку конструкция предназначена для гонки по сильно пересеченной местности, главное тут – подвеска: ей приходится выдерживать такие беспощадные и разнообразные нагрузки, какие и не снились остальным спортивным автомобилям.
У нас этот вид автоспорта вошел в обиход совсем недавно: официальные соревнования проводятся всего восемь лет. Мастеров спорта, завоевавших свое звание в лихой машине – багги, не наберется пока и десяти. Но вот феномен: едва выйдя из младенческого возраста, багги (непонятно даже, какого рода – все-таки, пожалуй, среднего) превратилось из редкости, уникума в популярное явление молодежной жизни. Недаром эти машины из года в год экспонируются на выставках технического творчества молодежи. Интерес к новинке растет с неслыханным ускорением. Баггистов – сотни. Сочувствующих же «блошиным жокеям» просто не счесть – огромные толпы зрителей на трассах уже привычны, А сколько выдающихся автоспортсменов – кольцевиков, мотокроссменов, раллистов, уже добившихся в «своих» видах и успехов и титулов, – изменили прежней «специальности» для багги, где все надо начинать сначала!
В чем же дело? Где объяснение багги-буму?..
В начале пятидесятых годов на автоспортивном небосклоне ярко загорелась звезда ралли. Месяц от месяца популярность этих соревнований увеличивалась. Уже казалось, что столь мужественные и увлекательные состязания совсем скоро завоюют мир и будут процветать всегда. Но вот что-то изменилось – в последние годы во многих странах ралли проводятся все реже и реже. Одна из причин: при нынешней интенсивности движения обеспечить безопасность и четкость проведения ралли на обычных дорогах, открытых для всего транспорта, все труднее и труднее. А смысл этих соревнований в том и состоит, чтобы состязаться на нормальных улицах, площадях и перекрестках. К тому же любой спорт испокон веку существует столько же для спортсменов, сколько и для зрителей. И если ралли-водитель, сидя за рулем, всегда «в курсе дела», то ралли-болельщику, стоящему на обочине, часто непонятно: кто идет хорошо, кто выбился из графика и за кого, собственно, болеть?
Можно, конечно, обратиться к тем видам автоспорта, которые «привязаны» к специальным трассам. Кросс, ипподромная гонка, шоссейно-кольцевые соревнования – все это и зрелищно и безопасно для окружающих. Но есть серьезный минус. Спорт держится на физкультуре, рекорды опираются на массовость – где же взять тысячи оборудованных трасс для сотен тысяч любителей? Дорого, трудоемко, требует большого времени на строительство.
Даже незатейливый картинг – и тот нуждается в специальной трассе. Там, где кончается асфальт, кончается и картинг...
Багги же (журналисты уже окрестили его «картинг на траве») – спорт универсальных достоинств. Что стоит подобрать лужайку, или фунтовую дорогу, или заброшенный карьер? Скорость – как на шоссейно-кольцевой гонке, рельеф трассы – как на автокроссе.
– Слушай, кому это надо? – спросил меня вечером сосед по гостиничному номеру, долговязый парень со шкиперской бородой. Тоже москвич, биолог, он приехал в Валмиеру по совсем другим делам, и суета с багги ему как-то не понравилась. – Сам говоришь, ломают технику почем зря. Мальчишек потешить? Так мальчишки лучше пусть в хоккей играют, а то посмотрит он на эту гонку, придет домой, соорудит такую «баггу»... Глупая ведь забава.
Что сказать моему соседу? Что багги мне нравится – и все? Звучит не слишком доказательно. А ведь каждый автомобиль багги стоит, наверное, недешево. Есть ли от этого вида спорта прямая, практическая польза?
С этим вопросом я постучался в дверь номера напротив – там жил почетный судья валмиерских соревнований, дважды Герой Советского Союза летчик-космонавт СССР Владимир Викторович Аксенов.
Какая польза? – переспросил Аксенов. – На мой взгляд, багги – это уникальный инструмент, чтобы воспитать в себе уйму необходимых для мужчины качеств, чтобы себя проверить и чтобы людям свой характер показать. Эта маленькая машинка напоминает мне установку для подготовки космонавтов. Ведь на трассе что ни секунда, то новая неожиданность. С такой точки зрения, пожалуй, и сравнить-то багги с каким-то другим видом спорта трудно. Сохранение нормальной жизнеспособности в экстремальных, головокружительно – в буквальном смысле! – меняющихся условиях, умение в непредсказуемой ситуации безошибочно выполнять свои функции, верно оценивать обстановку, виртуозно владеть собой, не впадать в панику... А какая пропаганда научно-технических знаний, какая возможность применить их, эти знания! Если парень – неплохой баггист, то можно быть уверенным – он окажется на высоте и в армии, и за станком на заводе, и, наверное, просто в трудной жизненной переделке.
Дальше. Багги – из тех редких видов спорта, где оценивается и спортивный результат, и оригинальность конструкции, смелость инженерного решения и грамотность его воплощения, эстетика машины, наконец. На наших состязаниях мы наградили дипломами многих спортсменов, приехавших на финиш далеко не первыми...
Но и сугубо спортивная сторона дела здесь очень хороша! А захватывающая зрелищность, красота! Вот сколько «польз» дает багги, и это еще, я думаю, не все... Знаете, есть энтузиасты нового вида спорта и среди моих товарищей, космонавтов – Георгий Михайлович Гречко, например, в большой дружбе с баггистами, да и самого его можно иногда увидеть за рулем багги...
Когда я наутро передавал соседу мнение космонавта, он слушал внимательно.
И я рассказал оппоненту-биологу про своего знакомого баггиста Германа Будакова, двадцатидвухлетнего кандидата в мастера спорта.
Подростком он прошел через весь набор воспитательных средств, применяемых любящими родителями к детям. Фигурное катание, музыка, английский язык с репетитором... Но... Сначала парню надоели коньки, потом музыка, язык... А упрямство, однако, в нем возникло. Однажды Гера пришел к отцу с журналом: смотри, пап, какая машина, баг-ги называется. Давай сделаем – кататься будем!
Сыну предстояли самые серьезные – старшие классы. Но Юрий Семенович согласился – почувствовал что-то в словах сына. А может, сам увлекся новой идеей. Во всяком случае, взялся за дело.
Будаков-младший стал помогать отцу не с восторгом. Но впереди маячило катание! На трещащей, быстрой, непохожей ни на какие «Волги» самоделке.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.