3. Ветер

Леонид Репецкий| опубликовано в номере №1293, апрель 1981
  • В закладки
  • Вставить в блог

...Александр Семенович развернул раскрашенную в несколько цветов карту Советского Союза. Как выяснилось, на ней были выделены зоны с различными среднегодовыми скоростями ветра на высоте 10 метров от земли – почти вся карта была закрашена цветами, обозначавшими скорости ветра от нескольких метров до 10 метров в секунду.

– На данном этапе мы категорически против строительства гигантских ветроустановок! – увлеченно говорил мой собеседник. – И главная причина – в их нерентабельности на сегодняшний день. Даже такая «крошка», рассчитанная всего на 100 квт, будет весить более 50 тонн, а ее строительство обойдется в сотни тысяч рублей. В данном случае должны срабатывать законы экономики наподобие законов естественного отбора, действующих в животном мире. Поэтому наша генеральная линия – освоение и внедрение малых машин для энергообеспечения автономных объектов, удаленных от основных источников энергии, и в первую очередь это касается сельского хозяйства.

Взять и использовать – вот две главнейшие проблемы большой энергетики. Первая задача очень сложная потому, что плотность воздуха очень невелика – в тысячу раз, например, меньше плотности воды. Чтобы повысить мощность аэромашины, нужно увеличивать размеры лопастей ветрового колеса. Чем они будут больших размеров, тем соответственно будет увеличиваться вес агрегата. А машина весом в десятки тысяч тонн, сами понимаете, вещь довольно дорогая. Создание такой ветроустановки целесообразно при снижении ее стоимостных показателей за счет применения особых материалов и технологий, достижений науки в области аэродинамики и прочности конструкции.

– Ну, допустим, мы взяли большую энергию, – продолжал Александр Семенович. – Единственное место в нашей стране для строительства таких супермашин – северное побережье. Но куда девать полученную энергию? Как пополнить ею энергетическую сеть страны? Ветер ведь далеко не постоянен... Аккумулировать? Сейчас только прорабатываются различные технико-экономические варианты. Например, за счет энергии ветроустановки с помощью электролиза воды можно накоплять водород, а затем его использовать в нужных целях. Еще один вариант – гидроаккумулирование. Но ведь это тоже сложнейшая проблема, которую еще только нужно решать...

Да, действительно гигантомания в ветроэнергетике на сегодняшний день ни к чему. По данным специалистов Госкомитета по науке и технике СССР, в различных отдаленных районах страны насчитывается более 150 тысяч потенциальных потребителей ветровой энергии небольшой мощности – в единицы или десятки киловатт. Расчеты советских ученых доказывают, что в первоочередном порядке ветроэнергетика должна развиваться по следующим основным направлениям: водоснабжение; опреснение минерализованных вод; рассоление почв; оазисное орошение; энергообеспечение бытовых нужд чабанов, оленеводов, геологов, охотников и т. д.; электропитание автоматических метеорологических станций, средств навигационного оборудования и других потребителей в удаленных и труднодоступных районах; электроснабжение объектов радиорелейных линий, катодной защиты нефте-, газо- и водопроводов от почвенной коррозии и другое.

В 11-й пятилетке намечено обводнить 25 миллионов гектаров пастбищ. Это южные районы страны, где развито, в частности, овцеводство. Для отары из 1 – 2 тысяч овец нужен хотя бы один водопойный пункт. Установив же ветроагрегаты, качающие воду, через каждые 20 – 30 километров, можно обеспечить хорошие условия для скота на наших южных пастбищах. Сегодня в научно-производственном объединении «Ветроэн» такая машина создана, уже освоен ее промышленный выпуск. В 1980 году в народное хозяйство отправлено 110 ветроагрегатов АВЭУ-6 (диаметр ветрового колеса – 6 метров, мощность – 4 квт). Вот как отозвался о новой машине директор совхоза имени XXI партсъезда Карагандинской области: «Применять водопойные пункты этого типа на пастбищах, отдаленных от водоисточников, считаю целесообразно и перспективно».

Чтобы довести агрегат, как говорится, до кондиции, требуется немало времени. Даже в таком ветреном районе, как Истра, на испытания нового образца потребовались бы годы. В объединении «Ветроэн» проблему ускоренных испытаний решили с помощью специальной аэродинамической трубы. Ее двигатель может всасывать воздух с такой силой, что в камере подымается чуть ли не ураган, где скорость ветра достигает 30 метров в секунду. Между тем завихрений здесь нет. Струи воздуха идут параллельно, так как в камеру они всасываются через решето сопла, похожего на пчелиные соты – шестиугольники, которые и придают ветру «стройность». В аэродинамической трубе можно снять различные характеристики с ветрового колеса: лобовое давление, крутящий момент, мощность колеса. Эти характеристики «безразмерные», то есть они могут быть использованы конструкторами при расчете колеса данной модели любого диаметра.

Сравнительно недавно установками использовалось всего 20 – 25 процентов энергии ветра. Подбирая профиль, угол заклинений, число лопастей и их диаметр, современные конструкторы довели эту цифру до 50 – 52 процентов.

В ближайшем будущем объединение «Ветроэн» намерено приступить к заводскому изготовлению аэромашин производительностью в 1 и 16 квт. Эти агрегаты сейчас проходят испытания на экспериментальной базе на Мархотском перевале вблизи Геленджика.

Страны – участницы СЭВ решили объединить свои усилия в освоении энергии ветра. Согласно разработанной ими программе, в числе других агрегатов в одиннадцатой пятилетке будет создан опытный образец аэромашины мощностью 30 квт и макетный образец ветроустановки мощностью до 100 квт.

Ветроэнергетика сегодня – это портативные электростанции, опреснители, насосы для подъема воды с различных глубин, источники питания для маяков и бакенов, кормодробильные и сушильные аппараты... В послужном списке ветра сейчас уже десятки профессий, и список этот будет постоянно увеличиваться.

Освоение самого дешевого в природе «топлива» продолжается.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены