Если заглянуть в мастерскую художника Мурата Кабулова, что на старенькой горбатой улочке, где в воскресный полуденный час с протяжным голосом точильщика сливаются озорные голоса мальчишек, гоняющих в футбол во дворе под раскидистыми липами, где слышно иной раз свадебное веселье с осетинской гармоникой, с песнями, которым аккомпанирует гудящая кавалькада машин, – покажется странным, что Мурату не мешает, а словно помогает уличная симфония. Будто подпевая ей, он продолжает писать, и вдруг видится, что холст художника – многообразная мелодия красок, звучащая палитра, в которой тонкий слух уловит голоса и звуки улицы.
В мастерской десятки полотен, завершенных и только начатых, и к ним множество эскизов, набросков, запечатленных по памяти и с натуры: маслом, акварелью, карандашом, сангиной. Мальчик-водовоз, спускающийся от солнечного водопада к аулу по узкой тропинке на ушастом ослике; упругий взлет форели над кипящей пеной горной реки; сторожевая башня, смотрящая черными глазницами со скалистого утеса; табун лошадей, ветром несущихся по долине; альпийские луга, сживающие от цветения тюльпанов...
Художник везде «ловит» жизнь, ее счастливые и грустные мгновения и не расстается с ними, пока не запечатлеет на холсте.
Мурата можно повстречать в домике егеря, оберегающего заповедник; у строителей, прокладывающих дорогу через горные массивы; на свадьбе в отдаленном ауле. Но больше всего его интересуют будни родного города, где прошли детство и юность. Вот набережная неугомонного Терека, в бушующих волнах которого он еще мальчишкой научился плавать, а вот старая липовая аллея, пересекающая центр Орджоникидзе, – место отдыха горожан в воскресный день, по соседству с ней театр. В вечерних сумерках он походит на сказочный домик, освещенный теплым светом фонарей. А вдоль берега реки старая мельница – высокая гладкая стена ее, выложенная искусной рукой мастера, напоминает фасад средневекового замка.
Мурат Кабулов закончил ленинградское художественное училище, а затем институт имени И. Е. Репина. Его учителем был прославленный живописец, народный художник СССР Евсей Евсеевич Моисеенко. Пройденную школу Мурат Кабулов достойно представляет своими работами на зональных, всероссийских и всесоюзных выставках.
– Слышишь песню гор? Она имеет свой цвет, найти бы его точнее...
Художник слушал песню, и, может быть, в нем рождался новый образ, который запечатлится на холсте мелодией, своей, не похожей ни на чью.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.