Москва! О ее красоте написано немало статей и книг, сложено стихов и песен. Мне, как кузнецу, хочется раскрыть еще одну страницу и показать красоту кованого металла Москвы. Ни один город не может строиться без каменщиков, плотников и без кузнецов тоже.
Со всей Руси стекался в строящуюся Москву мастеровой люд. Кто пешком, неся в котомке свой нехитрый инструмент, кто на телеге с семьей и пожитками. Строится Пушечный двор на реке Неглинной – первый металлургический завод России, – и кузнецы тут как тут: перегораживают плотиной реку и ставят на ней водоналивные колеса, чтобы приводили они в движение мерси для подачи воздуха к плавильным печам и горнам, а также тяжелые рычажные молоты. Разнообразная продукция выходит из-под тяжелого молота кузнецов – здесь и «языки» для колоколов и проушины, длинные связи для скрепления стен, и различные балки, походные пушки и ядра, пищали и самопалы, бердыши и рогатины. Кроме этого, выполнялись заказы и для нужд города – ковались тяжелые ворота для Кремля и Китай-города, различные оконные решетки, флюгера и ажурные навершия.
Разрастается город, и вытесняются кузнецы, люди огненной профессии, в Замоскворечье и в Заяузье, где возникают кузнечные слободы. А чтобы труд их был более удачным, строят они рядом со своими слободами церкви Косьмы и Домиана в честь святых – покровителей кузнечного ремесла.
Канули в вечность те времена, но остались как памятники Кузнецк мост и Новокузнецкая улицы, церкви Косьмы и Домиана и многочисленные кованые ограды, ворота и козырьки, фонари и навершия.
В Москве сохранилось довольно много памятников кузнечного искусства и ремесла, которые рассказывают о мастерстве древних кузнецов начиная с XVI века. Оконные решетки монастырских построек и церквей той поры имели простой рисунок и несли в основном охранную функцию. Со временем проемы окон начинают увеличиваться, и кованые решетки становятся уже украшением зданий. Их рисунок усложняется, и появляются «ячеистые», «косящатые» и «крещатые» решетки, а также решетки с замысловатыми извивами прутьев, перекрестья которых охватывались специальными «скрепами» и украшались различными розетками – «репьями». Такие решетки можно увидеть у церкви Троицы в Никитниках, которая считается образцом русского «узорочья» середины XVII века. Уникальное произведение кузнечного искусства представляет собой и кованая дверь церкви: просечные жиковины (особый вид петель), накладные полосы ее украшены тонкой гравировкой, а перекрестья – красивыми розетками.
Особое внимание в русской архитектуре уделялось всегда парадному входу: деревянные двери украшались изящными жиковинами и кольцеобразными ручками с «бусиной», которые использовались для стучания и назывались «стукала». Железные двери собирались из металлических листов – «досок» с металлическими розетками, гирляндами, а также гравировкой и насечками.
Металлические ограды из-за дороговизны железа появляются в Москве в основном в конце XVII – начале XVIII века, в период широкого развития металлургии в России. В особую и оригинальную группу оград выделяются специалистами ограды второй половины XVIII века, представление о которых можно получить, подойдя к церкви Петра и Павла на НовоБасманной улице. Контраст мощных каменных столбов с легкостью и игривостью кованых узоров. Рисунок ограды декоративен и наряден, главное место занимают растительные побеги, спирали и фантастические листья, устремленные вверх – все это усиливает эффект воздушности решетки и сливает ее с окружающей природой. Сам рисунок несимметричен, но орнаментация его настолько уравновешена и доведена до такого высокого художественного мастерства, что ни один элемент нельзя изъять, не нарушив всю композицию. Это говорит о высоком вкусе и большом мастерстве наших московских мастеров.
Используя растительные элементы, изготовили кузнецы и ограду двора бывших палат боярина Волкова (ХVIII век), что в Большом Харитоньевском переулке, но здесь рисунок полностью симметричен и составлен из круговых извивов стеблей, оканчивающихся плоскими листочками. В узлах стебли перехвачены красивыми штампованными розетками. Столбы ограды также металлические и поддерживаются контрфорсами из кованого витого стержня квадратного сечения.
По мере развития промышленности ручная художественная ковка заменяется машинной, и это сказывается на оформлении оград. Их рисунок становится в основном геометричным, а сами ограды – более простыми и строгими. К этому периоду относятся ограды в стиле «московского классицизма» – ограды Музея Революции, старого здания библиотеки имени Ленина («Пашков дом»), старого здания университета... Общий рисунок оград составлен из вертикальных или наклонных прутьев с элементами декора геометрической формы. Навершия оград – шары или «пики» простой формы. Несмотря на свою кажущуюся простоту, ограды подчеркивали красоту архитектурного комплекса и придавали законченность всей композиции.
В конце XIX – начале XX века появляются решетки, выполненные в стиле «модерн». Асимметричные извивы кованых стеблей на них создают какой-то текучий орнамент из сливающихся, переплетающихся и перепутывающихся диковинных растений. Рисунок с решеток часто переходит на стену дома, продолжаясь уже в камне или гипсе, разливается по всему фасаду и заканчивается мощными волнами где-нибудь на карнизе дома или даже на рисунке парапета крыши. Такие решетки можно видеть на многих домах Москвы. В качестве примера приведу музей М. Горького (бывший дом Рябушинского), гостиницы «Метрополь» и «Националь», целый ряд домов по улице Горького и по бульварному кольцу.
И уж подлинной «кузнечной симфонией» можно назвать кованый зонт над входом в аптеку № 1, что на улице 25-го Октября (небезынтересно напомнить, что построенный архитектором А. Эрихсоном в 1899 году дом этот принадлежал братьям Третьяковым – основателям Третьяковской галереи). Вся конструкция зонта собрана из довольно сложных кузнечных изделий: сверху, словно свечки, выстроились витые шишечки с листочками и завитками, основу боковых и лицевой стенки зонта составляет ромбовидная сетка с перехватами в узлах и с гирляндой по нижнему краю. По углам зонтика свешиваются стилизованные бутончики, а по боковым кронштейнам затейливо извиваются акантовые листья.
А вот другой «зонтик», раскрывшийся неподалеку от первого, над входом в здание Историко-архивного института (бывшая Синодальная типография). Его кузнецы выполнили в псевдоготическом стиле. Рисунок кованых элементов как бы вычерчен при помощи циркуля и линейки: прорезные трилистники, четырехлопастные розетки, стрельчатые арки. Железное кружево зонта сливается с каменной резьбой пилястров здания и, «захватывая» стрельчатые окна и арки, возносится к парапетам крыш и навершиям.
Многими коваными украшениями – произведениями кузнечного искусства – могла похвастаться старая Москва. К сожалению, целый ряд из них уже нельзя увидеть. Растет наша столица, расширяются ее улицы и площади, сносятся ветхие строения. Это, конечно, закономерный процесс, но жаль, когда он «уносит в небытие» некоторые «изюминки» творений старых архитекторов и кузнецов художественной ковки.
Чтобы этого не случилось, чтобы уникальные создания русских мастеров по металлу дошли до потомков, энтузиасты-кузнецы открыли в Подмосковье первый в стране Музей кузнечной науки и техники. Члены музея взяли под свой контроль памятники кузнечного ремесла, занимаются их реставрацией, создали фотокаталог этих памятников. Каждый пришедший в музей может увидеть разнообразные кузнечные изделия и инструменты, а увидев, отдать дань глубокого уважения русскому национальному кузнечному искусству и ремеслу, которые, как читатель может судить сам по запечатленным на этих снимках работам, достойны этого.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.