Щедрость древней опошни

Иван Шевченко| опубликовано в номере №1288, январь 1981
  • В закладки
  • Вставить в блог

Между лугов и лесов Полтавщины голубой лентой вьется красавица Ворскла. На правом берегу речки привольно раскинулся поселок Опошня. Особая гордость опошнян – глиняная посуда.

Из рода в род передавали мастера свои секреты. Своеобразными смотрами гончарного искусства были знаменитые сорочинские ярмарки, красочно описанные Николаем Васильевичем Гоголем. Работы мастеров из Опошни привлекали покупателей совершенством формы, яркостью красок.

Уже тогда, в гоголевское время, Опошня была центром полтавского гончарства. Отсюда керамические изделия расходились по всей России.

В конце прошлого и в начале нынешнего века на многочисленных кустарных выставках самобытное искусство мастеров Федора Червинка, Василия Поросного, Ефима Резника, Остапа Ночевника и других неоднократно отмечалось медалями.

В советские годы из многочисленных кустарных производств выросло современное промышленное предприятие – хорошо оборудованное, с механизацией трудоемких процессов.

Наблюдая за работой гончара, всегда волнуешься: ведь это чудо – из бесформенного куска глины рождается тонкостенная ваза! Потом руки художника расписывают ее. На округлых боках появляются подсолнечники, тюльпаны. А миски украшаются орнаментом, гроздьями винограда, цветами. Трафаретов нет. Обычно художники работают без предварительных эскизов. Затем посуду обжигают, поливают прозрачной глазурью и опять ставят в печь. Только после этого она засияет переливами красок.

Василий Биляк – он делает кольцеобразные куманцы и баклаги – продолжатель традиций известного опошнянского гончара Иосифа Коломийца. Мастера младшего поколения – Мария Боярчук, Мария Бондаренко, Александра Острянина – создают выразительные орнаментальные композиции. Кроме кувшинов, макитр, мисок, барил, баклаг и куманцов, в Опошне изготовляют фигурную посуду, жанровую скульптуру, в которой оживают сказочные персонажи, звери и птицы...

Яркая, красочная керамика из Опошни украшает не только наш быт, но и многие коллекции музеев нашей страны. Благодарная профессия у опошнянских мастеров – дарить людям радость.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия  Ланского «Синий лед» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Монологи максималистов

Документальная повесть

Стратегия развития

Обсуждаем проект ЦК КПСС к ХХVI съезду коммунистической партии Советского Союза «Основные направления экономического и социального развития СССР на 1981 – 1985 годы и на период до 1990 года»