Рассказ
В клубе шло собрание. Народу было много. И выступали многие. После вручения хозяйству переходящего Красного знамени началось награждение передовиков. Награжденные подымались в президиум, получали награду и. обменявшись рукопожатиями с представителем из города, возвращались на место. И вот:
– Омор Турпанов награждается медалью «За трудовое отличие».
– Нет его, уважаемый, – отозвалось сразу несколько человек из передних рядов.
– Да как же он мог не явиться за такой наградой? – удивились в президиуме.
– Он, извините, умер прошлым летом.
– М-м... А жена его где?
– Вышла замуж за другого, работает теперь на четвертой ферме.
В зале неодобрительно зашумели. Представитель поднял руку, успокаивая собравшихся, спросил негромко:
– А есть здесь кто-нибудь из родственников Омора?
– Есть, – раздался откуда-то из середины зала несмелый, тонкий детский голос. Все повернулись в ту сторону, откуда прозвучал голос.
– Верно, ведь у Омора остался сын!
В проходе между рядами показался небольшого роста крепенький мальчик в старом сером свитере и пошел к президиуму неуверенной от смущения походкой.
Городской представитель вышел из-за стола ему навстречу. Пожал и встряхнул ребячью ручонку, вручил мальчику отцовскую награду. Наклонился и сказал почти на ухо, но в притихшем зале услышали слова:
– Будь в труде таким, как твой отец!
Мальчик держит в руке отцовскую медаль. Сердце бьется сильно*сильно. Отец перед глазами как живой – улыбается весело, загорелое, обветренное лицо такое радостное, сердечное, что у мальчика начинает щипать глаза от неудержимо подступающих слез.
...В тот несчастный день погода была с утра на удивление ясная и теплая, небо прозрачное. А потом...
Мальчик вспоминает происшедшее минута за минутой.
...Он вместе с отцом отправился на пастбище. Они гнали ириков вверх к Туюку.
Потом... Да, потом они с отцом сошли с коня, когда ирики уже разбрелись по траве у начала Туюка. Отец с сыном расстелили на лугу потники, пили кумыс. Мальчик играл и, наигравшись, уснул. Крепко уснул, как убитый. Когда проснулся, увидел, что небо потемнело, затянулось облаками. Облака клубились, прижимались к скалам, черные, страшные. День померк, словно сумерки наступили не в свой час.
Мальчик испугался дождя. Вскочил, побежал. Ноги разъезжались, он несколько раз споткнулся.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.