Пока же нет никаких оснований, критикуя отдельные недостатки общих методов, отводить одному из них место в раю, а другому в аду. В чистилище творческой учебы, всего вероятнее, произойдет сплав отдельных элементов того и другого метода. Ведущий метод, несомненно, будет методом реализма, показа действительности не в схеме, не в общих линиях, а в полнокровной игре всех возможных красок. Отсюда, очевидно, что он не сможет отойти от изображения психики человека. Но ведущий метод ни на минуту не сможет благодушествовать на позициях пассивного отображательства жизни. А это значит, что место «самоанализа» займет анализ с классовым мерилом, что на первом плане окажется изображение общественной классовой динамики, преломляющейся в переживаниях героев, а не живописание любовных трагедий и идиллий, характерное для певцов «живого человека».
Всестороннее отображение действительности со всеми ее противоречиями под классовым углом зрения, с установкой на действенность, на толчок читателя в сторону классовой борьбы - это и есть конкретное применение диалектического материализма в литературе.
Уже сейчас можно предвидеть, что новый творческий метод будет гораздо экономнее, чем тот, которым пишутся многотомные эпопеи вроде «Тихого Дона». Новая литература, добиваясь максимальной действенности, следуя не в обозе исторического движения, а в борющемся авангарде - отметет унаследованные от толстовских неторопливых времен многоречивость и кропотливое коллекционирование подробностей.
Диалектический материализм, действенность, уплотненность материала, четкое классовое задание - вот главнейшие элементы, которые должен вобрать в себя победивший творческий метод пролетарской литературы.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.