Мобилизация стиха

Н Боровой| опубликовано в номере №166-167, сентябрь 1930
  • В закладки
  • Вставить в блог

Три дня - 15, 16 и 17 сентября - работал в Москве областной слет рабочих литкружков, созванный «Сменой» и «Комсомольской Правдой».

Отставание пролетарской литературы от темпов социалистической стройки, от тех задач, которые ставятся партией - несомненно. Рабочие литкружки должны вырастить новых пролетарских писателей, непосредственно связанных с производством и активно участвующих в борьбе своего класса. Значение низовых кружков необычайно велико. Но дело в том, что теперешнее состояние литкружков не дает возможности решить основную задачу создания новых писательских кадров. Вот почему I московский областной слет рабочих литкружков, поставивший своей целью активизировать массовое пролетарское литературное движение, приобрел такое огромное политическое значение и вошел в историю движения как поворотный пункт.

Трудно было предвидеть, что слет сумеет полностью решить поставленные задачи, сумеет собрать распыленные и замкнутые в себе кружки, чтобы дать им большевистскую зарядку.

Впервые так собирались кружки. Каждый в отдельности что - то делал, выдумывал и строил по - своему, но никто об этом не знал. Не было притока свежего воздуха извне, кружки были изолированы от заводской общественности и многие кружковцы пользовались на заводах ре - нутацией лодырей и бездельников.

Первые слова на слете были о прорывах, о мобилизации всех сил, всех творческих ресурсов для безусловного выполнения программ 2 - го и 3 - го годов пятилетки. Это определило характер всей дальнейшей работы.

Прения по докладу о задачах пролетарской литературы на новом этапе не были, однако, достаточно глубокими. В них было много путаницы, товарищами поднимались мелочные, непринципиальные вопросы. Причиной этому - недостаточная подготовленность кружков, недостаточное знакомство с творческими разногласиями; результат - опошление кружковых дискуссий политиканством, подменявшим зачастую подлинный углубленный разбор спорных вопросов.

Слет в принятой резолюции единогласно высказался за литературно - политическую линию РАПП'а. Он отметил правильность руководства РАПП'а и обещал оказать поддержку в преодолении правых ошибок и в борьбе против демагогических наскоков левого блока, объединившего разношерстные литературно - политические и творческие элементы и переросшего в литературно - политическую фракцию. Слет отметил плохую работу МАПП'а по руководству литкружками и приветствовал инициативу «Смены» и «Комсомольской Правды» в деле активизации массового пролетарского литературного движения.

Гвоздем слета стал вопрос о перестройке кружков и творческих задачах. Тут были продемонстрированы все болезни общественной и творческой работы кружков. В кружках, которые стояли на отшибе от общественности, процветала «лунная лирика», «стихи о незнакомках», отрыв от - класса возводился на пьедестал - это были настоящие «пролетарские литературные салоны». В таких кружках, захлестнутых литературщиной, развивалось барство, генеральство нескольких выдвинувшихся «признанных поэтов», которые старательно не давали дороги рабочим ребятам. В таких кружках замкнутость рождала богемщину, голый «академизм» и притягивала подозрительных в социальном отношении типов.

Такие кружки выращивали бузотеров и бегунов по редакциям, «героев гонорара» и оторвавшихся от производства.

Классовый враг использует каждую щель, каждую лазейку, чтобы дать бой пролетарскому государству. И совершенно неудивительно, что в литкружки, куда легче всего проникнуть, просочились чуждые элементы. И стоило на первых порах дотронуться до нескольких кружков, чтобы сразу обнаружить прыщи на теле пролетарского литературного движения. В Москве на фабрике «Ливере» заправлял литкружком явный контрреволюционер Суравегин, сумевший «обаять» весь кружок. Кружок знал всю цену суравегинщине, но молчал. И надо было вмешательство партийной ячейки, чтобы разоблачить суравегинщину. Но и после этого некоторые комсомольцы старательно защищали Суравагина. В Подольске в литкружке «Мотор» обретался холчаковский офицер, проповедовавший искусство вне политики. На заводе «Шарикоподшипник» во главе литкружка стоял один из бывших заправил реакционного «Союза поэтов» Николай Хориков.

И еще много подобных фактов всплыло на слете. Ясной стала необходимость тщательной чистки и коренной перестройки работы кружков.

Но вместе с тем на слете были продемонстрированы образцы большевистской работы. Литкружки «Комсомольской Правды» и при заводе «Дукс» ведут ударную действенную литработу по ликвидации прорывов. Их оружие - лозунг, частушка, эпиграмма.

Слет начал широкий общественный смотр работы литкружков. Выявилось недостаточное внимание всей пролетарской общественности к литкружкам. Смотр - это перестройка, это преодоление аполитичности и пустозвонства в кружках, это мобилизация всей общественности на участие в разрешении задач пролетарского литературного движения.

Каждый литкружок должен стать и станет большевистской ячейкой, ударной бригадой великой пятилетки!

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Записки делегата

Заметки о III съезде РКСМ