Подводная лодка Васьки Окуня
Подводная лодка имеет блестящую родословную. Среди ее самых старинных и почтенных предков встречаются такие имена, как Александр Македонский.
Самый старый и самый почтенный - Александр Македонский. Про него историки лишь утверждают, что он мечтал о сооружении подводного корабля, но как мечтал - они не знают.
Более молодой и менее почтенный - монах Мар - сея - рассуждал более «определенно». В своей докладной записке он писал:
«...мы построим подводный корабль. На нем мы установим пушку «коломбиаду» (?). Коломбиаду перед выстрелом будем придвигать к амбразуре, закрытой клапаном. Во время выстрела клапан откроется, а после выстрела, с откатом орудия, сам собой закроется...»
Неудивительно, что «подводный корабль» монаха Марсена не был построен.
Последний, самый молодой и отнюдь не почтенный, предок - Васька Окунь - не мечтал, а действовал. Когда во время его разбойничьих набегов в устье Днепра его настигала погоня, он бросался в Днепр, захватив с собой свое поразительное изобретение - камышовую трубку с прочищенной сердцевиной. Взяв один конец своего перископа в рот, он нырял под воду, выставив над поверхностью другой конец трубки. Так исчезал он от своих преследователей, иногда сидя под водой целый час и разыгрывая из своей собственной персоны подводную лодку Таковы почтенные прадедушки подводной лодки.
«Орел», «Черепаха» и сержант Эзра Ли.
Первая мало-мальски сносная подводная лодка родилась в 1776 г. Ее родина - Северная Америка. Ее изобретатель - ученый механик Бушель. Ее капитан - сержант Эзра Ли. Он же - и весь экипаж лодки.
Дело было в Нью - Йорке. Теперешние Североамериканские Соединенные Штаты, а тогда еще - английская колония объявила свою независимость, ведя жестокую борьбу с английскими наемными немецкими войсками. Это была тяжелая борьба: Атлантический океан в руках англичан, и американские гавани заблокированы английскими судами. Перед входом в нью - йоркский порт стоит прекрасный 64 - пушечный фрегат «Орел» и связывает по рукам и ногам восставших американцев. Надо во что бы то ни стало избавиться от него. Но как? Своего флота нет, а береговая артиллерия бессильна... И вот тут - то американский ученый механик Бушнель предлагает командующему войсками генералу Персоноу уничтожить «Орла» только - что изобретенной им «Черепахой» - первой построенной им подводной лодкой.
«Черепаха» была похожа на большой грецкий орех, составленный из двух медных половинок. Внутри было место только для одного человека, который в одно и то же время был капитаном, экипажем и... мотором «Черепахи»; он должен был приводить в движение ручкой винт, выходивший наружу сквозь особо укрепленные отверстия в корпусе; напускать воду в особый бак при погружении откачивать эту воду насосом при поднятии и поражать врага своим минным аппаратом.
Мина «Черепахи» была так же оригинальна, как и сама лодка. Все тот же единственный человек, сидящий в «подводном судне», должен был нырнуть под днище корабля, ввинтить в деревянную обшивку его днища особый бурав и, оставив бурав в судне, возможно скорее отойти от него. К бураву же была прикреплена пороховая мина с часовым механизмом, взрывающим судно через определенное количество минут.
Короче говоря, от капитана «Черепахи» требовалось не только исключительное мужество, но и ловкость циркового акробата. Первым капитаном первой подводной лодки вызвался быть сержант Эзра Ли.
Тихой темной ночью две шлюпки отбуксировали «Черепаху» поближе к «Орлу». Эзра Ли благополучно нырнул и, подойдя вплотную к «Орлу», приступил к бурению. Но тут он столкнулся с совершенно непредвиденной неожиданностью: подводная часть «Орла» оказалась обшитой толстой медью, через которую не шел бурав.
Несколько раз Ли поднимался наверх подышать свежим воздухом, несколько раз тщетно царапал его бурав прочную медь «Орла», но все было напрасно: мина не ввинчивалась. И когда уже на рассвете Ли, задыхаясь в своей «Черепахе», показался на поверхности, его заметили с «Орла» и спустили шлюпки.
«Черепаха» стала уходить, но весельные шлюпки оказались быстрее первой подводной лодки, и, спасаясь от погони. Ли выпустил мину. Она взорвалась впустую, но лодку спасла: «Черепаха» благополучно вернулась в Нью – Йорк.
Во второй раз «Черепаха» вышла в атаку на английский фрегат, стоящий на якоре в устье Северной реки. Командиром ее по - прежнему был Эзра Ли. Но «Черепаху» снова заметили, и атака не удалась.
В третий, последний раз «Черепаха» атаковала английский корабль на реке Гудзон. Атака кончилась трагично: «Черепаху» расстреляли из орудий английского корабля «Церберус».
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.