Материалом для этого фильма послужила новелла Анри Барбюса, рассказывающая об американском революционере - рабочем, попавшем в тюрьму, о самой тюрьме и о том, как герою удалось, вырвавшись на свободу, не вернуться обратно.
Впервые за много лет существования советской кинематографии зритель видит картину из американской жизни и в эту « Америку» он верит, несмотря на то, что фильм советского производства. Все строго, точно, подлинно. Режиссер Роом не подает персонажей картины в виде жутких злодеев - на ролях тюремщиков и шпика или ультрасознательных, стальных борцов - на ролях рабочих. И те и другие - живые люди, но люди различных лагерей, и каждый из них со свойственным ему классовым самосознанием. И Америку с ее утонченной « культурой», до которой вряд ли смогла бы додуматься средневековая инквизиция, режиссер знает как подать. Тюрьма - светлое, чистое здание, стены, выходящие в тюремный двор, заменены решетками от потолка к полу. В ней нет застенков, нет мрачных колодцев, но вечная жизнь на виду надсмотрщиков, тесные карцеры, в которых нельзя сделать малейшего движения... разве это не утонченная пытка, могущая довести человека до сумасшествия.
А право на один день свободы, даваемое арестантам за десятилетний тюремный стаж, право, которым так умело пользуется тюремное начальство. «Привидение, которое не возвращается» - это значит, что покинувший на один день эти стены уже никогда не вернется. Подосланные шпики сумеют избавиться от нежелательного, беспокойного арестанта, не навлекая подозрений на американское правосудие. Вот подлинное лицо капиталистической Америки, капиталистического правосудия и « культуры», лицо, прикрываемое обычно маской « гуманности» и умело обнаженное рукой большого художника кино - Роома.
« Привидение, которое не возвращается» - ценный вклад в советскую кинематографию, вклад большой художественной и социальной значимости.
История возникновения Первой конной и дальнейшие ее шаги - героическая страница в борьбе Красной армии за Советский Союз. Дать зрителю, а также и потомству представление о ней - задача ответственная, благодарная, но и чрезвычайно трудная. Трудная потому, что этот фильм должен быть не игровым, т.е. делаться исключительно на подлинных документах, а, к сожалению, их сохранилось (вернее, было заснято во время гражданской войны) весьма и весьма немного. Пришлось идти на хитрость: пользоваться для показа военных операций диаграммами - мультипликациями; заснимет те места, где зарождалась и разворачивалась Первая конная, а не само зарождение и военные действия; использовать маленький архив подлинных кинодокументов. По диаграммам и кинодокументам зритель следит за каждым шагом славной Первой конной армии, реорганизованной из конного корпуса. Он видит продвижение Деникина к Туле и вслед затем наступление только что родившейся Первой конной, отбросившей Деникина далеко назад. Разгром деникинской армии, героический переход Первой конной на Польский фронт и затем, после удачных операций, переход в Крым - добивать последнего врага - Врангеля. И, наконец, Красная конница в мирной обстановке.
Картина имеет большую политическую ценность. На героических примерах гражданской войны она показывает зрителю славное прошлое и дает ему бодрую зарядку и революционный энтузиазм для предстоящих боев с капиталистическим миром.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.