В городе «холопов беглых»

В Дробот| опубликовано в номере №143, январь 1930
  • В закладки
  • Вставить в блог

Много лет тому назад русские крепостные крестьяне, спасаясь от «царского гнева», сотнями и тысячами убегали из опостылевших помещичьих деревень за Урал, преимущественно в Приалтайский район. Здесь они семьями образовывали новые поселки, выбирая из осторожности наиболее глухие и малодоступные человеку места. Оседали за Барнаулом и Бийском, селились в Кондоме и Томи.

И вот там, где судоходная Томь круто сворачивает на запад и водами своими вплотную подходит к высокой горе, а весной надолго разливается на противоположной покатой стороне, выбрали «по царскому указу» место под крепость: на страх народам, населяющим соседнюю Монголию, и для острастки «беглых холопов». Крепость заложили на горе, а немного ниже разный мастеровой люд, главным образом кузнецы, понастроили себе временные жилища. Крепость закончили, а затем, кто по охоте, а большинство неволей, тут же осели, и на этот раз навсегда. Отсюда и город получил название Кузнецка. Мастеровые остались в новом городе и работали то в крепости, то в ближайшей округе, а землю на противоположном берегу Томи забрали «во славу божию» монахи.

В начале нашего века Приалтайский район прибрали к рукам австрийцы и англичане, а Кузнецкий округ и дальше, по Томи, в сторону Бийска, облюбовали два промышленных общества - Кузнецкое и Металлургическое. Тогда же в горах, зовущихся Тельбесс и Темир - Тау, произвели разведки и установили, что в районе «руды и коксового угля вполне достаточно для создания завода производительностью в 820 тысяч тонн».

Но для постройки завода требовалось удобное место. Приступили к новым разведкам и, сколько ни искали, лучше захваченного монахами места не нашли. Монахи за уступку земли заломили такую «божескую цену», что оба общества рисковали «прогореть» еще до начала работы.

Революция уничтожила и монахов, и их право на землю, и облюбованное когда - то промышленными обществами место под постройку завода освободилось, стало государственным.

Кузнецкий округ богат не только металлами, но и углем очень высокого качества и допускающим коксование. Богат металлами, и в том числе железом и медью, и Урал; угля же на Урале хорошего нет.

Тогда возникла мысль: наиболее хозяйственно, целесообразно использовать для одной и той же цели уральскую руду и кузнецкий уголь. Мысль эта сводилась к тому, чтобы дешевый и хороший уголь Кузнецкого бассейна давать как горючее заводам Урала, и в первую очередь Магнитострою, а часть руды с горы Магнитной отправлять на переработку в район Кузнецка. Одновременно подсчитали - не выгоднее ли вместо перевозки руды с Урала в Сибирь сейчас же приступить к проходке шахт на Тельбессе я Темир - Тау? А в этих местах промышленной руды уже и теперь найдено до 15 млн. тонн - количество, достаточное на добрые 25 лет. Но Темир - Тау и Гельбесс расположены далеко в горах, и, чтобы начать там работу, нужно прежде всего проложить сюда железнодорожный путь. Дело это требует сразу же больших денег. В то же самое время перевозка только одного угля из Сибири в Магнитогорский район тоже невыгодна: обратно составы пойдут пустыми.

После этого стало ясным, что мысль о взаимном использовании богатств обоих районов, во всяком случае, на первое время, самая правильная. Окончательное решение этот вопрос получил весною 1929 года, после чего фактически и было преступлено к постройке у города Кузнецка первого большого в Сибири металлургического завода, сокращенно - Кузнецкстроя.

Завод будет не только самым большим, но и самым лучшим по технике во всем нашем Союзе. Ну, хотя бы, по таким расчетам: годовая производительность одного рабочего на современных уральских заводах равняется 12 - 15 тоннам, а на лучших южных 40 - 60 тоннам; на Кузнецком же заводе производительность выразится в 165 тонн. Механизация отдельных цехов завода тоже оставляет далеко позади себя даже такие новостройки, как завод на горе Магнитной. Цифры здесь такие: «Доменный цех Кузнецкстроя должен дать на одного рабочего 1.542 тонны против 1.065 тонн Магнитогорского и 300 тонн лучших южных заводов; мартеновский цех - 1.180 тонн на одного рабочего против 657 магнитогорского и 200 тонн лучших южных заводов». В первые годы эксплуатации Кузнецкстрой даст государству 400 тыс. тонн изделий, а затем это количество удвоится.

До сих пор новому строительству сопутствовали самые разнообразные затруднения, которые приходилось всеми правдами и не правдами преодолевать уже в процессе работ. Основная причина затруднений - позднее начало работ, обусловленное запоздалым решением самого вопроса о строительстве. Отсюда - перебои с рабочей силой, большие затруднения с организацией продовольственного снабжения, острый недостаток в строительных материалах и, наконец, тяжелые бытовые условия всего коллектива строителей.

Все это чрезвычайно тормозит весь ход работ, но веру в конечный успех не убивает. Достаточно, хотя бы, такого примера: правительство постановило закончить всю постройку в три с половиной года, строители недавно вынесли решение, в порядке социалистического соревнования, сократить этот срок до трех лет.

Большую помощь строителям оказывают местные комсомольцы. Организованная ими легкая кавалерия уже успела прощупать все уголки разбросанного на пятнадцати квадратных километрах строительства и внести свои предложения, которые исправят много мелких недочетов в работе огромного аппарата. Их предложения не открывают никаких америк, но одновременно приносят строительству значительную пользу. На выборку, хотя бы, такое: «Незаразно больных ни в коем случае не дожить с заразными больными в одну палату, а также не допускать сиделок, ухаживающих за заразными, к незаразным больным».

Чего бы, казалось, яснее и проще! Между тем, для того чтобы незаразных больных «не дожили в одну палату с заразными», потребовалось вмешательство легкой кавалерии.

Сейчас это предложение уже выполнено...

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия  Ланского «Синий лед» и многое другое.



Виджет Архива Смены